Авто

Куда катится АвтоВАЗ?

Завод в Тольятти пытается исправить имидж

  
8796

На нем уже поставили крест, но после включения в состав альянса Renault-Nissan, волжский автозавод радикально изменился. Хотя внешнему наблюдателю-скептику это заметно не всегда.

Какой путь прошел АвтоВАЗ с посткризисных времени и куда он стремится? Мы проанализировали последнюю версию стратегического плана завода, и вот что обнаружили.

Завод приблизился к европейским темпам обновления модельного ряда: последние и грядущие новинки мы собрали в таблицу.

В последние годы АвтоВАЗ расстался с несколькими старыми моделями, в частности, «классикой» и семейством «Самара», и теперь из динозавров на конвейере осталась только 4×4 — новый полноприводник появится не ранее 2017 года. К полноприводным моделям в Тольятти относятся настороженно. Ходят слухи о разработке Kalina 4×4, но доберется ли она до конвейера — вопрос не решенный.

Вместо сверхбюджетных моделей АвтоВАЗ обзавелся недорогой платформой Lada Granta, которая в свою очередь является модернизированной «Калиной» первого поколения. Заводу сложно враз разорвать связи с прошлым, но это и не является самоцелью. При этом в последние годы наметился радикальный прогресс в области допоборудования. АвтоВАЗ предложил для своих моделей автоматы, АБС, ESP, фонтальные и боковые подушки безопасности и климат-контроли. Ассортимент скоро расширится за счет лифтбэка на базе «Гранты» ижевского производства (ИжАвто вошел в состав автогиганта в 2011 году).

На очереди расставание с платформой Priora, недавний рестайлинг которой должен стать ее лебединой песней. АвтоВАЗ обкатает на уходящей модели несколько решений, в частности, роботизированную коробку передач, но к концу 2015 года заменит принципиально новой «Приорой». Эта модель станет полноценным игроком бюджетного С-класса и получит дизайн в стиле последних концептов АвтоВАЗа. Позже у нее появится старшая сестра, которую позиционируют как полноценный гольф-классник без приставки «лоу-кост» — эта модель, вероятно, будет конкурировать с OpelAstra, Ford Focus и Citroen C4.

Попутно АвтоВАЗ и Renault-Nissan продолжают перекрестный обмен платформами: новый Datsun построили на тележке «Гранты/Калины», тогда как под брендом Lada выйдут несколько моделей Dacia/Renault, в частности, обрусевший Sandero (BM-Hatch). А вообще «реношная» ветка на АвтоВАЗе загружена плотно: помимо упомянутых моделей, плюс Almera и Largus на ней будут делать Renault Logan и Sandero. К концу 2014 года АвтоВАЗ станет колыбелью четырех брендов: Lada, Nissan, Renault, Datsun.

Обращает внимание тенденция к сокращению количества платформ. В ближайшее время их останется лишь три (две вазовские и В0), а чуть позже добавится полноприводная платформа для «новой Нивы», подробности о которой пока не разглашаются. Может быть, это будет вариация на тему «Дастера» или собственная разработка АвтоВАЗа с акцентом на проходимость — многое будет зависеть от конъюнктуры спроса. В любом случае, АвтоВАЗ намерен эксплуатировать сегмент кроссоверов, и если не выгорит с полноприводной «Калиной», то версия 4×4 появится у автомобилей на платформе новой «Приоры».

Впрочем, это громадье планов можно перечеркнуть скептическим «место проклятое». Многие не поверят, но в Тольятти осознают эти проблемы и вполне честно отражают их в стратегическом плане развития. Он предполагает работу над качеством, в частности, количество поломок на 1000 новых автомобилей планируется снизить с 300 единиц (уровень 2009 года) до 70 уже в этом году, а к 2020 — до 49.

Также есть области, в которых завод хотел бы добиться максимального прогресса. Первая — это дизайн, и здесь на помощь пришла команда Стива Маттина. Следующая область — тактильные характеристики и качество отделочных материалов: определенный прогресс чувствуется уже в ресталинговой Lada Priora. Намечена борьба с шумностью машин и эргономикой — пожалуй, пока эти зоны остаются самыми проблемными (помимо стабильности качества). Кроме того, АвтоВАЗ намерен улучшить комфортабельность машин, и здесь результат налицо — взять хотя бы новую Kalina.

В русле современных веяний АвтоВАЗ намерен постепенно отказываться от полной разработки компонентной базы автомобиля в пользу более активной работы с поставщиками. Так, в 2020 году завод планирует отвечать лишь за разработку кузова, бамперов, приборной панели, подвески и двигателя, получая всю «мелочевку» от поставщиков: оборудование салона, электронику, резино-технические изделия и т. д.

Не хочется рисовать ситуацию исключительно в розовых тонах. Даже с приходом Renault-Nissan АвтоВАЗу не удалось враз подтянуться под мировые стандарты качества, да это и вряд ли было возможно, учитывая масштаб предприятия. Модели, появившиеся в последние годы, все еще заставляют хотеть большего — в области эргономики, шумоизоляции, стабильности сборки…

Но в данном случае важнее тенденция, а она вот уже несколько лет имеет уклон в нужную сторону. Поэтому мы вполне допускаем, что к 2020 году АвтоВАЗ если не повторит карьеру Skoda в рамках концерна Volkswagen, то станет предприятием, продукцию которого перестанут высмеивать в анекдотах.

Фото Carobka.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня