
У литовского премьера Альгирдаса Буткявичюса — благое для москвичей намерение. На первый взгляд, оно не имеет отношения к нашей столице. Он задумал наскрести денег на компенсацию урезанных в период кризиса пенсий, и предложил законопроект, поднимающий акцизы на алкоголь и вводящий новый налог — на абсолютно все автомобили страны. Если вторая акция удастся, это может привести к неожиданному побочному эффекту, приятному для москвичей. Машины с литовскими номерами — те, за рулем которых не туристы и гости столицы, а лихачи, заполонившие улицы Москвы, могут исчезнуть. Их реальные владельцы, живущие в Литве, не захотят платить налог и станут снимать автомобили с учета. Так считают эксперты.
Об этой проблеме — обилии автомобилей с литовскими номерами в Москве — пишут давно. Причина феномена проста. Загляните в интернет, и вы увидите массу предложений о продаже машин с литовскими номерами по бросовым (по сравнению с российскими) ценам. Вот, например, четырехлитровый седан Ауди А8 1997 года с литовскими номерами продан в Москве за 165 тысяч рублей. Находим автомобиль той же модели 1997 года с российскими номерами. 250 тысяч рублей. Вот «Мерседес» e320 1997 года с литовскими номерами за 162 тысячи рублей. Вот БМВ 728i 1997 года за 165 тысяч рублей.
Почему такие цены? Потому что без растаможки — они же с литовскими номерами, как бы и не проданы и как бы и не переехали в Россию. В объявлениях так и указано — с литовскими номерами в России ездить можно. И предлагается соответствующий пакет, так сказать, документальное обеспечение низкой цены. Временный ввоз оформляется на заказчика. Машина остается на учете в Литве, там у нее реальный хозяин. Раз в три месяца, а можно и реже, если мудро общаться с чиновниками, надо продлевать временный ввоз. Стоит это недорого. За 3−3,5 тысячи рублей вам все оформят. Можно и дешевле, если будешь сам носиться с документами и знаешь ходы-выходы. Зато больше никаких налогов и штрафов — таких госномеров в российской базе данных нет. Машиной заказчик управляет по доверенности. Хозяин где-то в Литве. Говорят, есть в Москве бомбилы и на машинах с эстонскими, латвийскими и чешскими номерами, но их видишь реже, чем с литовскими. Правительство России намерено найти способы борьбы с таким явлением, однако пока разрешено то, что не запрещено.
Другая сторона медали — московским автовладельцам крайне трудно разобраться с нарушителем в случае аварии, если у того машина с иностранными номерами, да еще если он иностранец. Это с российского лихача можно востребовать ущерб через суд. Выяснилось, что машинами с литовскими номерами часто пользуются не россияне, а «бомбилы"-гастарбайтеры из стран СНГ и даже из дальнего зарубежья.
Стремление гаишников навести порядок, проконтролировать этот странно-легальный поток машин с иностранными номерами наталкивается на юридические препятствия. А действительно: с какой стати останавливать и подвергать проверке? С чего вдруг? Что нарушено? Какой закон позволяет цепляться к литовскому номеру? В Москве много добросовестных автомобилистов из Литвы. Приехали в командировку. Временно работают. Просто туристы.
Так что вопрос непростой, однако решить проблему поможет инициатива литовского премьера. На учете предприятия «Regitra» — так в Литве называется фирма, ведущая регистрацию машин, — стоит 1,829 млн автомобилей. Колоссальное число, если учесть, что в республике всего лишь 3 миллиона жителей. Пишут, будто около 700 тысяч машин не прошли техосмотр. Часть таких автомобилей, вероятно, просто брошены в садах, гаражах, на стоянках. Но видно, немало как раз и колесит по дорогам России.
Президент Литовской ассоциации водителей Саугирдас Пукальскас считает: количество транспортных средств в республике следует регулировать, так как их слишком много. Почти столько же, сколько в странах — лидерах по числу машин в Европе. Так, у абсолютного лидера — в Люксембурге - на 1000 жителей — больше 610 автомобилей. Посчитайте, и окажется, что и в Литве близкий показатель. Правда, в Люксембурге основном новенькие машины, а в Литве много старых развалюх, пригнанных как раз из развитых стран ЕС. И вот часть этого хлама, как можно понять, колесит в Москве.
Однако Саугирдас Пукальскас с сомнением относится к будущему налогу, так как, по его словам, эти деньги должны идти не на компенсацию пенсий, а на решение экологических проблем и повышение безопасности движения. В Литве — позитивная динамика снижения смертности на дорогах, но пока смертность высока. Тут республика тоже один из лидеров в Европе — 100 смертей на 1 миллион жителей. В России этот показатель еще хуже — примерно вдвое, но у нас в Москве и без зарубежных развалюх хватает своего автомобильного хлама и лихачей.
Станут ли снимать машины с учета в Литве, если Сейм введет налог? Специалист по связям с общественностью предприятия «Regitrа» Лаймуте Ужупе сообщила журналистам, что в 2007 году, когда еще только возникла такая дискуссия, закончившаяся ничем, с учета было снято более 137 тысяч автомобилей — чуть ли не в пять раз больше, чем в 2006-м. Оказывается, есть случаи, когда за одним владельцем числятся… несколько десятков машин. Приличный бизнес. Таким людям будет особенно трудно тянуть новый налоговый груз.
В законопроекте сумма налога увязана с объемом двигателя, а не с годом выпуска или качеством машины. Освобождаются только электромобили. За новый лимузин или ржавую развалюху придется платить одинаково. Министр финансов Литвы Римантас Шаджюс сообщил: машины с двигателем объемом до 1,5 литра будут облагаться годовым налогом в 90 литов (1 лит = 14 рублей), 1,5−2 литра - 170 литов. Чем объемнее движок — тем выше налог. За автомобиль с двигателем 2−2,5 литра он составит 240 литов, до 3 литров - 310 литов, до 3,5 литра - 380 литов, до 4 литров - 450 литов, до 5 литров - 520 литов, более 5 литров - 590 литов. Вроде не так уж и много. Но если у закулисного торговца автомобилями на учете десятки машин, то придется брать калькулятор и сопоставлять выгоду и потери. Бум 2007 года подсказывает, что будет происходить.
Кстати, если закон примут, то придется платить и мотоциклистам. При объеме двигателя 0,5 литра налог составит 70 литов, 0,5−1 литра — 130 литов, 1−1,5 литра - 190 литов, больше 1,5 л — 250 литов.
Но вот уберечь владельцев литовских машин от этого налога могут… выборы — президентские и в Европарламент, которые пройдут 11 мая и 25 мая соответственно. Именно кандидаты сейчас активно выступают против налога. Президент Даля Грибаускайте, которая идет на новый срок, раскритиковала идею. В правящей коалиции споры. Еще бы: Литва — автомобильная страна, вводить такой налог — лишиться симпатий избирателей. Альгирдас Буткявичюс и так премьер, от президентских выборов отказался, ему бы свести концы с концами. Но если не удастся продавить новый налог, то автовладельцы в Литве и их партнеры-гастарбайтеры вздохнут с облегчением, а вот Москва — с огорчением.