Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
17 февраля 2014 20:20

По Сеньке и «Мерседес»

Автомобильные аппетиты чиновников предлагается снизить в соответствии с рангом

3134

Общероссийский народный фронт (ОНФ) вновь предложил вернуться к идее создания так называемого «автомобильного табеля о рангах» с ограничением максимальной стоимости машин для госслужащих той или иной категории, сообщает РИА «Новости». Иначе говоря, колесные средства передвижения, которые положены губернатору за бюджетные деньги, не должны быть доступными, к примеру, начальнику отдела муниципалитета.

Напомним, что в ноябре 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении стоимости служебного автомобиля для представителей госноменклатуры в три миллиона рублей. До вступления в силу документу предстоит пройти еще два чтения, его должны рассмотреть сенаторы и утвердить президент. Но когда это произойдет, сказать трудно.

«Никто никуда не торопится, — пояснила «СП» автор поправок к законопроекту, депутат Госдумы Ольга Тимофеева. — Есть понимание, что все должно быть грамотно. Не сиюминутно для кого-то, а профессионально и качественно. Чтобы через месяц мы не вносили в документ десятки изменений.

У любого правила, вы понимаете, есть исключения. Потому что есть машины, охраняемые ФСО, есть машины определенной градации, с особыми мерами безопасности, для определенных структур. И такие машины, естественно, могут быть дороже по стоимости. Понятно, например, что автомобиль президента предполагает серьезные меры безопасности. Поэтому на сегодня мы ждем от правительства предложения на эту тему: во-первых, какие категории чиновников будут выпадать из этого законодательства. И, во-вторых, какая может быть градация внутри".

«СП»: — Почему тогда в законопроекте говорится о максимальной сумме в три миллиона?

— Потому что согласно Налоговому кодексу все, что дороже этой суммы, является роскошью. Мы считаем, что если хочешь ездить на дорогой служебной машине, покупай за свои деньги. Но есть исключения — бронированные автомобили, автомобили для определенных ведомств, для определенных целей.

Пока же чиновники, приобретая на народные деньги автомобиль для работы, руководствуются главным образом вкусовыми предпочтениями, а не служебной иерархией. К такому выводу, во всяком случае, пришли эксперты проекта ОНФ «За честные закупки», проанализировав около 200 конкурсов различных уровней власти на покупку автомобилей за период с 1 сентября 2013 года по 31 января 2014 года.

«Нам хотелось посмотреть, как это вообще происходит, за какие цены покупают служебные автомобили, — рассказали „СП“ в ОНФ. — И оказалось, что чиновники руководствуются отнюдь не возможностями бюджета: захотел он Toyota Land Cruiser — у него никаких ограничений нет».

По данным экспертов организации, федеральные чиновники предпочитают BMW и Audi, находящиеся, соответственно, в ценовом диапазоне от 3,8 до 5,8 млн. рублей и от 4,1 до 4,7 млн. рублей. Популярностью у региональных чиновников пользуется также Toyota Land Cruiser 200 (средняя цена закупки 3,4 млн. рублей). Руководство российских ФГУПов и МУПов более разнообразно в выборе транспорта. Помимо Toyota Land Cruiser 200, в предпочтениях чиновников присутствуют Chevrolet Express за 4,5 млн. рублей, Audi, Volkswagen и Nissan за 3 млн. рублей, а также Toyota Camry (1−1,5 млн. рублей).

Но особенное недоумение, по словам куратора проекта, сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова, вызывают закупки роскошных автомобилей в муниципалитетах, где проживают всего 15, 20, 40 тысяч человек.

Администрация Свободненского района Амурской области, например, где как раз всего пятнадцать тысяч жителей, прошлой осенью приобрела внедорожник Toyota Land Cruiser за 3,409 млн. рублей в люксовой комплектации с объемом двигателя 4,6 литра.

То есть, чиновники постоянно сетуют на то, что денег на социальную сферу не хватает, но лишний миллион (а то и несколько) на престижное авто для «себя любимого» у них всегда найдется. Случай же со Свободненским районом выглядит особо цинично, поскольку жители его еще не оправились в полной мере от сильнейшего августовского паводка 2013 года.

«Им компенсации еще не всем выплатили», — отметили в ОНФ.

«По справедливости, руководство той или иной территории должно ездить на той машине, которую может позволить себе большинство его избирателей. Только так местная власть научится слышать население и его чаяния», — считает Бречалов.

По его словам, 90% чиновников из регионов вполне могут обойтись автомобилем максимальной стоимостью 1 млн. 200 тыс. рублей:

«Даже результаты этого исследования показывают, что некоторые муниципалитеты вполне довольствуются недорогими авто отечественного производства: „Шевроле Нива“, „Лада Ларгус“, „Лада Гранта“, которые находятся в ценовом диапазоне между 750 и 280 тысяч рублей».

Чтобы служащие федерального, регионального и муниципального уровня заняли свои ценовые ниши, в ОНФ предложили ввести «табель об автомобильных рангах»:

«Потому что не может муниципальный чиновник ездить на том же автомобиле, что и губернатор».

Как пояснил РИА «Новости» автор инициативы, первый зампред комитета по конституционному законодательству Госдумы, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков, не менее чем в 80% случаев чиновники могут ограничиться покупкой автомобиля до 1,2 млн. рублей. При этом должна существовать подробная градация стоимости автомобилей госслужащих, начиная с муниципального уровня. Она, по мнению депутата, может быть прописана как в законе, так и в нормативно-правовом акте правительства.

Поможет ли такой «табель о рангах» сократить расходы на чиновников?

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает затею бесполезной.

— Известно, что вода всегда дырочку найдет. Так и чиновники будут искать любые способы, чтобы закон обойти. Проблема в том, что сейчас контроль бюджетных расходов находится в зачаточном состоянии. И чиновник, в принципе, может расходовать большую часть бюджета на что угодно, но только не на жителей. Примеров тому у нас множество. Вот и Народный фронт глаза открыл. Наши руководители, грубо говоря, не стесняются тратить бюджетные деньги на свои поездки, обучение, какие-то конференции, на связь, охрану, на машины те же самые. Только машинами, понятное дело, все не ограничивается. И, по сути, есть две причины того, что все эти расходы происходят абсолютно бесконтрольно.

«СП»: — Поясните…

— Первая причина — безразличие местных жителей к тому, что происходит в их муниципалитетах. И вторая — закрытость финансовой деятельности муниципалитетов. Решать эту проблему, вводя некоторые ограничения, можно, конечно. Но поверьте, чиновники их обойдут. Более того, уже обошли, потому что закон, который рассматривается в Думе, уже устарел. Необходимо вовлекать местных жителей в процедуру контроля расходования средств. Без заинтересованности со стороны людей, которые живут на этой территории, ничего хорошего не будет. Но для этого нужно обязать муниципалитеты, чтобы они в удобоваримой форме отчитывались во всех расходах и доходах, которые получили за отчетный период. Чтобы люди видели, допустим, что 50% средств пошло на чиновников. Отлично. В следующий раз тогда они их не выберут.

Опять же, для прокуратуры это повод поинтересоваться работой администрации. Никакие централизованные меры не работают до тех пор, пока жителям наплевать, какой у них подъезд, какие у них дороги. Никакие Народные фронты и никакие законы — совершенные, несовершенные — ситуацию не переломят. Только открытость. Заставлять все данные публиковать в открытом доступе. Рассылать информацию местным жителям в почтовые ящики — обязательно. И соответственно, вовлекать местных жителей в процесс аудита.

«СП»: — Не совсем понятно, почему устарел законопроект, который прошел только первое чтение?

—  Потому что машины уже не покупает. Берут их в аренду. Аренду запретят — будут брать такси. Это не вопрос. Создадут специальные таксопарки для чиновников с дорогими автомобилями. А запретить ездить на такси чиновникам невозможно.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня