Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
27 июня 2014 17:21

Действительный расход топлива в автомобиле

Откуда берутся мифические цифры паспортной экономичности

42896

У большинства современных иномарок гольф-класса в паспортах записан городской расход топлива на уровне 8−9 л/100 км, в реальности же получается 10−12 л/100 км. Откуда берутся мифические цифры паспортной экономичности?

Вообще, попытки выразить экономичность одной (и даже тремя) цифрами несколько наивны, потому что расход топлива зависит от стиля езды. Одна и та же машина на одном и том же маршруте покажет двукратную разницу в расходе топлива, если посадить в нее водителей с разной «экономичностью». Бестолковые ускорения с последующими торможениями — лучший способ загнать расход топлива в красную зону.

Но дело не только в этом. Паспортные значения расхода топлива производители автомобилей измеряют в ходе специальных испытаний. В Европе для этого используются два цикла движения — городской (ECE-15) и загородный (EUDC). Расход в смешанном цикле рассчитывается по специальной формуле на основании полученных значений.

И если уж говорить откровенно, эти стандартизованные циклы весьма отдаленно напоминают реальную езду. Да, в них тоже есть разгоны, торможения и работа на холостом ходу… Но, например, темп ускорения эквивалентен разгону до 50 км/час за 20 секунд! То есть цикл воспроизводит стиль езды сонного (и небезопасного) водителя, который редко давит педаль газа даже на треть. Вы замечали, что у новых машин отклики на газ сильно задемпфированы? Это один из результатов погони за паспортной экономичностью.

Измерения проводятся не на полигоне, а в лабораторных условиях, на специальных стендах. И здесь открывается большое поле для манипуляций. Например, предварительно на треке проводят испытания, в которых определяют сопротивление качению, аэродинамическое сопротивление и другие параметры, необходимые во время стендового теста. Можно, к примеру, перекачать автомобилю шины, снизив сопротивление качению, или использовать облегченную версию машины. Во время стендовых испытаний часто открывают капот, чтобы снизить потери на привод вентилятора. Каждая маленькая хитрость в отдельности дает не такой уж значительный прирост экономичности, но с миру по нитки набегает.

При этом вполне официально европейский испытательный цикл не учитывает работу дополнительного оборудования: кондиционера, магнитолы, фар, подогревов сидений и стекол…

В России сказывается и климат: цикл ведь не учитывает 15-минутные прогревы в 30-градусный мороз. На экономичность влияет и топливо, причем, даже соблюдая ГОСТы, можно манипулировать расходом. Например, мы покупаем топливо в литрах, а для двигателя важны килограммы. Поскольку ГОСТ допускает достаточно большую «вилку» по плотности (725−780 кг/куб. м), только этот фактор может исказить «литровую» экономичность на величину порядка 7%.

У производителей есть мотивация занижать паспортные значения расхода. Дело не только в маркетинговом эффекте, хотя и он присутствует. В Европе действуют строгие ограничения на выбросы углекислого газа, которые в первом приближении как раз и пропорциональны расходу топлива. Производители обязаны год от года сокращать средние выбросы СО2 выпускаемых машин, чтобы к 2020 году уложиться в 95 г/км. В этот диапазон сегодня не попадает даже Daewoo Matiz! Выполняют требования машины класса Smart или гибридной Toyota Prius, поэтому производители помимо реальной работы над экономичностью ведут активный поиск слабых мест тестовой процедуры.

Тестовые циклы для определения экономичности есть и в Японии (JC08), и США (FTP-75), но погрешности присутствуют и в них. Тем не менее, скоро ситуация может радикально измениться, потому что в завершающей стадии подготовки находится универсальный тестовый цикл WLTC, который скоро приобретет статус общемирового.

Но главное не в этом: новый тестовый цикл будет значительно более жестким, чем все существующие. Он будет гораздо ближе к реальному, например, средняя скорость составит около 54 км/час, тогда как в нынешнем европейском — 45 км/час. Увеличится интенсивность разгонов, снизится удельное время работы на холостом ходу, и сама процедура станет более продолжительной. Плюс, появится отрезок, воспроизводящий езду по европейским автомагистралям на скорости под 130 км/час, что, несмотря за превалирующее ограничение в 90 км/час, вполне актуально и для России. Наконец, новая процедура испытаний лишит производителей всех маленьких хитростей, вроде открытых капотов и перекаченных шин.

Скорее всего, паспортные значения расхода топлива существенно возрастут, а забота производителей об экономичности приобретет еще более маниакальный характер. Зато паспорта перестанут врать так откровенно.

Последние новости
Цитаты
Максим Чирков

Экономист

Владимир Сапунов

Военно-политический эксперт

Олег Царёв

Политик, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня