Даже водитель, выучивший наизусть расположение камер в своем городе, может получить «письмо счастья» со штрафом от ГИБДД. Все дело в том, что современные камеры позволяют фиксировать самые разные нарушения ПДД. Так, например, неподвижный автомобиль без водителя за рулем тоже может оказаться правонарушителем. Рассмотрим виды камер, следящих за дорожной обстановкой российских городов и попробуем разобраться, как выглядят камеры фиксирующие разные правонарушения.
Пожалуй, самые популярные штрафы, приходящие по почте владельцам автомобилей, это штрафы за нарушения скоростного режима. Камеры для фиксации таких нарушений устанавливаются над контролируемой полосой на высоте от 3 до 8 метров над дорогой. Для этих целей используются, например, стационарные комплексы «АРЕНА», «АРЕНА 2», «КРИС», «СТРЕЛКА-СТ» и другие. Кроме того, некоторые фоторадарные комплексы способны одновременно контролировать до 4 полос движения, причем в обоих направлениях. Так работает многоцелевой радарный комплекс «КОРДОН». В принципе, заметить на дороге современные комплексы не составляет труда — они могут быть расположены на фонарных столбах, на надземных пешеходных переходах, светофорах, специальных арках и фермах. Перечисленные комплексы издалека похожи друг на друга — это небольшой блок с глазком, который собственно измеряет скорость, рядом с глазком — камера, осуществляющая съемку, а также светодиодная подсветка, позволяющая делать снимки в любое время суток и в любую погоду. Иногда на дороге встречаются муляжы камер — то есть на столбы или другие конструкции устанавливаются пустые вандалозащитные боксы, в которых на самом деле нет радара и камеры.
Передвижные фоторадарные комплексы внешне похожи на стационарные, только устанавливаются на дороге с помощью треноги. Кстати, имейте в виду, что фоторадарные датчики могут быть установлены таким образом, чтобы мерить скорость не только приближающихся, но и удаляющихся транспортных средств.
Существуют многоцелевые комплексы автоматической фиксации нарушений, которые способны одновременно контролировать различные типы нарушений. Например, «КРЕЧЕТ-С» может фиксировать не только превышение скорости, но и проезд во встречном направлении или проезд по выделенной для общественного транспорта полосе. Данный вид комплекса фото и видеофиксации нарушений внешне не похож на вышеуказанные. Его 2D радар и камера высокого разрешения располагаются в округлом корпусе, остальные части комплекса (вычислительный модуль и блок питания) вынесены в отдельные блоки.
Отличительные внешние особенности есть у аппаратно-программного комплекса «Ураган-Р», который способен подловить водителей, совершающих проезд на красный сигнал светофора, нарушающих рядность и превышающих допустимую скорость движения. Также данный комплекс позволяет проверять автомобиль на предмет угона или запрета эксплуатации. «Ураган-Р» может содержать практически неограниченное количество постов контроля. То есть над каждой полосой движения устанавливается отдельный комплект для регистрации и фиксации нарушения, при этом камера и измеритель скорости не прячутся в отдельный металлический блок.
На перекрестках в последнее время все чаще устанавливаются системы, позволяющие отследить не только проезд на запрещающий сигнал светофора, но и невыполнение требований ПДД об остановке перед стоп линией. Чтобы зафиксировать такие нарушения на перекрестке по каждому направлению движения в зависимости от количества полос устанавливается несколько камер. Для работы системы служат несколько камер — основные камеры направлены на транспортные средства, чтобы фиксировать государственные регистрационные знаки, дополнительная камера следит за переключением сигнала светофора и расположением транспортных средств на стоп-линии и перекрестке. Обе камеры работают синхронно. Если автомобиль остановился после стоп-линии, но не проехал перекресток формируется один отчет о нарушении.
В случае, когда водитель не только пересек стоп-линию, но и проехал перекресток на красный сигнал светофора водитель получит уже другой штраф. В «письме счастья» нарушитель обнаружит изображение своего автомобиля и регистрационного знака, а также фотографии, сделанные с обеих камер для подтверждения нарушения расположения ТС и проезда на красный свет. Такая же автоматическая система фотовидеофиксации способна определять проезд железнодорожных путей на запрещающий сигнал семафора. В данном случае вместо светофора система детектирует состояние семафора.
Часто письма от ГИБДД нарушители получают за неправильную или неоплаченную парковку. Существуют системы, круглосуточно наблюдающие за стоянкой автомобилей в неположенных местах. Эти системы представляет собой — скоростную камеру, которая способна под управлением сервера поворачиваться и патрулировать ту зону, где запрещена стоянка. Сервер при этом вычисляет время стоянки ТС, если автомобиль находится в зоне более 5 минут, сервер фиксирует нарушение и формирует данные для выписки постановления. По такому же принципу работает система на платных парковках, но устанавливается другой интервал ожидания, возможно наведение камеры на определенные участки и зуммирование при съемке объектов.
Информация об автомобиле передается системе контроля и сбора денежных средств. Если автовладелец зарегистрирован в этой системе, то сначала ему по смс предложат оплатить стоянку. Если оплата не поступает, или автомобиль находится в зоне платной стоянки дольше оплаченного времени, происходит фиксация нарушений и передача данных для выписки штрафа. Массового распространения такие камеры пока не получили, чаще всего встречаются в столице. В других городах стал популярен комплекс «ПАРКОН» — вид автоматического технического средства, который устанавливается в патрульный автомобиль. Причем «ПАРКОН» способен не только распознать остановку или стоянку автомобиля в местах с запрещающими знаками или дорожной разметкой, устройство фиксирует остановку и стоянку транспортных средств на тротуаре, на пешеходных переходах, во втором ряду на проезжей части, в местах остановок общественного транспорта или на территории детских площадок, скверов, парков. Данный вид устройств оборудован двумя видами камер — широкоугольная камера записывает дорожные знаки и обстановку, а регистрационный номер автомобиля фотографируется с помощью длиннофокусной камеры. Сначала происходит оцифровка участка дороги с установленными знаками, затем оцифровка данных номерных знаков. Маршрут и участки дороги задаются прибору заранее, далее патрульный автомобиль должен проехать по заданному пути со скоростью до 40 км/ч. Каждый участок патрулируется повторно, с интервалом не менее пяти минут.
В нескольких регионах нашей страны применяются комплексы «Автодория», принцип работы которой отличается от других стационарных автоматических устройств. Подобные системы пользуется широкой популярностью за границей. Для работы «Автодории» выбирается участок дороги от 500 метров до 10 километров. Вначале выбранного участка устанавливается регистратор с камерой, которая фиксирует номер автомобиля. Вторая камера устанавливается на выбранном расстоянии и снова фиксирует номер, а также время проезда. Далее сервер вычисляет среднюю скорость движения транспортного средства. Несмотря на то, что в нашем законодательстве нет понятия нарушения средней скорости, письма со штрафами согласно данным комплекса «Автодории» уже приходят автовладельцам в нескольких регионах страны.
В ближайшее время с помощью камер фотовидеофиксации также начнут следить и за другими видами нарушений. Например, в Зеленограде уже работают в тестовом режиме камеры, фиксирующие непропуск пешеходов и велосипедистов на нерегулируемых пешеходных переходах.
Фото: Коммерсантъ/Сафрон Голиков.