18+
воскресенье, 23 июля
Авто

Колыбель трех революций стала рашен Детройтом

«Питерские» под шумок отобрали у Тольятти лавры столицы автопрома: к Ford, Toyota и GM добавился Nissan, а совсем скоро — и Hyundai

  
39

2 июня Владимир Путин отправился с рабочей поездкой в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в церемонии открытия завода японской компании Nissan. Завод построен в новой индустриальной зоне в северо-западной части города и будет выпускать модели Teana и X-Trail. Ожидается, что на первом этапе завод стоимостью 200 млн долларов будет выпускать 50 тыс. автомобилей в год. Это третий завод по производству иномарок. Ранее здесь построили свои производства GM и Toyota. Если прибавить сюда еще и Ford, обосновавшейся в Ленинградской области, станет понятно: именно Питер становятся столицей российского автопрома.

Как известно, автомобильное производство — один из самых мощных локомотивов национальной экономики. Поэтому неудивительно, что с приходом к власти «питерских» именно в Петербурге начал экстренно формироваться кластер сборочных иностранных автозаводов. В декабре 2007 года в Шушарах был открыт завод Toyota Motor Corp., который начал выпускать популярную в России Camry. Вторым, накануне кризиса, запустил производство General Motors. По прогнозам Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, в 2009 году в Петербурге будет выпущено 47,5 тысячи иномарок — в среднем по 4 тысячи авто в месяц. Toyota Motor Corp., например, обещает выйти на проектную мощность — выпуск 20 тысяч автомобилей. Примерно столько же машин, по прогнозу руководителей городского комитета экономики, произведет GM, а 7−8 тысяч автомобилей соберет в 2009 году Nissan.

Это, кстати, ненамного больше, чем в прошлом году, когда к питерских конвейеров сошло 47 тысяч автомобилей, причем 41 тысяча приходится на долю General Motors. В связи с банкротством компании будущее питерского филиала туманно. Аамериканцы запустили завод полного производственного цикла в Шушарах только в ноябре 2008 года, а до этого вели отверточную сборку трех своих моделей на временных площадках на заводе «Арсенал» и в тех же Шушарах. В начале марта 2009 года эти площадки были закрыты, а персонал перешел в штат нового завода и сразу ушел в вынужденный отпуск.

Тем не менее, в светлом будущем «русского Детройта», как уже окрестили Питер, можно не сомневаться. В сентябре 2010 года здесь намерен ввести в эксплуатацию свой автозавод Hyundai мощностью 100 000 автомобилей. Будет выпускать седаны класса С, оснащенные двигателями 1,4 литра и 1,6 литра. А там, глядишь, к «могучей кучке» присоединиться и Suzuki, который из-за кризиса отложил строительство сборочного предприятия. Кстати, изначально сборочный завод Suzuki под Питером должен был начать работу во второй половине 2009 года и выпускать внедорожник Grand Vitara и малолитражную SX4.

Лидеров мирового автопрома притягивают в Россию немыслимые в других странах налоговые и таможенные льготы на площадках для отверточной и крупноузловой сборки. Журнал Forbes утверждает, что даже через 6 лет после запуска конвейера во Всеволожске, например, уровень использования в производстве российских автокомпонентов там в три раза меньше цифр, прописанных в инвестиционном договоре. Но именно из-за этого цена на Ford Focus II стартует от 400 тысяч рублей, что позволило ему стать самой популярной в России иномаркой — ежегодно завод выдает на-гора 100 тысяч автомобилей.

Всего, по оптимистичным расчетам, в нормальных условиях «русский Детройт» будет способен выпускать до миллиона автомобилей в год. Однако пока тон на российском авторынке задают другие игроки.

На плаву — пионер отверточного производства в России, французский Renault. В свое время концерн развернул производство бюджетного Logan на территории московском заводе «Автофрамос», созданном на площадке бывшего ОАО «Москвич». Седаны стоимостью 300 тысяч с копейками разлетаются, как горячие пирожки. До кризиса завод работал в три смены и штамповал 80 тысяч авто в год. Кроме того, концерн Renault купил блокирующий пакет акций АвтоВАЗа.

На подъеме и Volkswagen AG, который запустил производство в Калуге в конце 2007 года. Здесь собирают автомобили Volkswagen Passat и Jetta, а также Skoda Octavia и Skoda Octavia Tour (тот же бюджетный класс в пределах 300−400 тысяч рублей). В 2008 году калужский завод выпустил более 60 тысяч автомобилей. А в июне 2009 Volkswagen начинает продажи модели Golf, как с классическим двигателем 1,6 л, так и с продвинутым 1,4 л TSI, с 6-ступенчатой механической трансмиссией и 7-ступенчатой роботизированной DSG нового поколения. Кроме того, немецкий концерн планирует установить линию отверточной сборки коммерческих грузовичков T5 и Caddy.

Из последних сплетен в тему — по слухам, после того, как сделка между ГК СОК и АвтоВАЗом по продаже ИжАвто не состоялась, положение удмуртского завода стало критическим, но ставить на нем крест рано. Говорят, рассматривается возможность организовать на базе ИжАвто сборку автомобилей Kia.

Что касается покупки консорциумом Magna-Сбербанк-ГАЗ немецкого Opel, в конечном итоге это означает, что в России будет развернуто производство полной линейки Opel — как легковых, так и коммерческих. Magna, по одной из версий, будет поставлять часть комплектующих на сборочные производства в Нижнем Новгороде и, возможно, в Ижевске. Такая схема сотрудничества позволит загрузить отечественные заводы и вывести их из кризиса.


Мнение эксперта

Евгений ФЕДОРОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

— Выбор поддержки и развития отечественного автопрома сделан правильно. Мы закупаем передовые технологии, бренды — это нематериальные активы, в который вкладывались большие деньги на протяжении многих лет. Некоторые марки по сто лет создавались, поэтому эти бренды и обеспечивают покупательский спрос. Потом по специальным соглашениям, в том числе с Министерством промышленности, начинаем наполнять комплектование этих авто все большим и большим количеством российских деталей. Везде в этих соглашениях определены графики постепенного замещения импортных комплектующих на российские. Такие соглашения, скажу по секрету, не подписали только два автосборочных предприятия в России — это калининградский завод «Автотор» и таганрогский завод. Это совершенно спокойный механизм, позволяющий фактически создать российский автопром с нуля.


Впервые российских иномарок выпущено больше, чем отечественных авто

За первые три месяца 2009 года с российских конвейеров сошло 123 013 автомобилей, что на 62,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. При этом доля иномарок в объеме производства российских автозаводов по итогам I квартала достигла 53,5% — впервые их выпуск в России превысил объемы производства отечественных автомобилей. Об этом сообщает «Автостат» со ссылкой на «АСМ-Холдинг».

Так, лидер российского автопрома «АвтоВАЗ», который после длительных зимних каникул возобновил работу в феврале в сокращенном режиме, по итогам первых трех месяцев 2009 года снизил производственные показатели на 71,2% до 52 878 автомобилей. УАЗ и «ИжАвто», работающие по три дня в неделю, уменьшили объемы выпуска на 79,1% (до 1 336 машин) и на 44,3% (до 7 691 единицы) соответственно. ГАЗ, который в марте приостановил производство седанов Volga Siber, за первые два месяца выпустил всего 187 таких машин против 5 676 автомобилей «Волга», собранных за I квартал 2008 года (-96,7%). Таким образом, падение производства отечественных автомобилей в России составило 71,6% — до 57 159 единиц.

Тем временем, выпуск иномарок в нашей стране снизился несколько меньше — на 49,3% до 65 854 машин. Причем некоторые предприятия по производству иномарок, работающие в режиме промсборки, даже наращивали объемы выпуска. Так, калужский завод Volkswagen, который с начала года расширил модельный ряд с шести до девяти моделей, увеличил производство на 92,7% до 12 505 автомобилей. Предприятие Toyota в Санкт-Петербурге за I квартал 2008 года увеличило показатели выпуска на 345,5%, изготовив 735 седанов Camry. Относительно небольшое падение производства показали всеволожский Ford (-19,4%, 12 668 автомобилей), General Motors (-14,2%, 3 535 автомобилей), «Автофрамос» выпустил 12 551 автомобиль Renault Logan — на 36,9% меньше, чем годом ранее. Стоит также отметить, что крупнейшие в России производители иномарок «Автотор» и «ТагАЗ» снизили в I квартале объемы производства на 71,2% (до 7 884 автомобилей) и 76,6% (до 5 739 машин) соответственно.

По прогнозу «АСМ-Холдинга», производство автомобилей в России по итогам 2009 года снизится на 43,5% до 830 тысяч машин (против рекордных 1 468 580 автомобилей, выпущенных в 2008 году).

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня