Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
3 сентября 2014 07:38

Всё о бензине и немного о дизельном топливе

Что мы на самом деле заливаем в баки наших автомобилей?

33173

Вспомните — когда вы последний раз слышали фразу типа: «Да если бы не наш бензин…». Или более категоричное высказывание: «В России нет нормального бензина». А может быть, такая фраза сверлит вам мозг при каждом посещении АЗС? Тогда мы идём к вам с разоблачением стереотипов и мифов о якобы ужасном российском бензине.

В 9 случаях из 10 качество топлива принято ассоциировать с понятиями «тянет» или «не тянет». Это самое первое и самое главное заблуждение, связанное с бензиновой темой. Если мы откроем ГОСТ Р 51866−2002 (EH 228−2004). Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия [27.09.13], то увидим, во-первых, что наш стандарт практически слово в слово переписан с европейского EN 228. А во-вторых, в этих документах нет не только ни слова о таком параметре как «удельная теплота сгорания», но и вообще нет никакого упоминания о том, сколько энергии должно выделиться при использовании топлива в двигателе.

Сделано это неспроста. Ведь нефть — это не вещество с конкретными свойствами и параметрами. Её состав довольно сильно отличается в зависимости от месторождения. А значит — будут отличаться и получаемые из неё нефтепродукты. Тот же бензин — это тоже смесь из огромного количества различных углеводородов, а не конкретное вещество с заранее известной химической формулой. Поэтому регламентировать его теплотворную способность попросту бессмысленно. А любое субъективное изменение динамики автомобиля может быть вызвано как степенью абстинентного синдрома с утра, так и банальным изменением температуры и влажности воздуха. Не говоря уже о давлении в шинах и массой перевозимого груза.

Тем не менее, динамика на самом деле может зависеть от топлива. Если в нём больше высококалорийных компонентов, например, ароматических углеводородов. Однако повторим — к качеству топлива это не имеет никакого отношения. Потому что качество топлива, согласно стандартам, — это степень его вредного воздействия на двигатель автомобиля и на атмосферу нашей планеты. А ещё — низкотемпературные свойства, обеспечивающие возможность запуска двигателя в мороз и отсутствие паровых пробок в жару. И больше НИЧЕГО!

С одним заблуждением разобрались. Переходим к следующему. Присадки. Ведь согласно утверждению «знатоков», наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) делают только «нормальный» АИ-92, а АИ-95 = АИ-92 + «присадки». Это отчасти (!) верно. Но только отчасти.

Октаноповышающих присадок довольно много. Но почти все они запрещены как нашим ГОСТом, так и европейским стандартом. Разрешенных присадок, по сути, полторы: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА). Первая абсолютно безвредна в концентрации до 15%. Вторая допустима в бензинах экологического класса IV в концентрации до 1%, но запрещена в классе V. Предвидя возражения тех, кто слышал о запрете МТБЭ в США, отмечу, что тамошний поспешный запрет был вызван какой-то крупной аварией с попаданием МТБЭ в грунтовые воды и водозабор. И к использованию в бензинах он отношения не имеет.

У МТБЭ есть одно «нехорошее» свойство — это невысокая теплотворная способность. И с увеличением его концентрации в бензине немного падает отдача мотора.

Самые внимательные читатели заметили чуть выше и замечали на чеках с АЗС упоминания об экологическом классе: класс IV, класс V… Эти классы почти полностью соответствуют европейским экологическим нормам «Евро-4» и «Евро-5». И нашим НПЗ выгодно производить топливо высшего класса — на них начисляется минимальный акциз.

Заметим, что всё вышесказанное имеет отношение только к тому топливу, которое произведено на современных НПЗ и продаётся на АЗС, получающих/реализующих именно такое топливо. До сих пор (и даже не в глубинке) можно нарваться на «странные» небрендовые АЗС, продающие неизвестно что. Впрочем, известно: в худшем случае это прямогонный бензин с октановым числом около 60 и запредельным количеством запрещённых октаноповышающих присадок. В лучшем — АИ-92 + ММА. Когда в бензине много монометиланилина, то он осаждается смолистой клейкой массой на клапанах, стержни которых зависают во втулках. Итог печален — переборка мотора. Возможны менее плачевные варианты — это использование железо- и марганцевосодержащих присадок. Что приводит к постепенному выходу из строя свечей и катализатора.

И немного о регламентирующих документах. Это уже упомянутый ГОСТ Р 51866 и ни разу не упомянутый «Технический регламент…». Появление последнего вызвало путаницу и немалое количество пересудов у «знатоков» и «диванных аналитиков». Ведь ГОСТ вроде как никто не отменял? Так что же «главнее»? И чем руководствоваться в случае предъявления претензий по качеству топлива? Так вот, «Технический регламент…» определяет — что должно литься из пистолета на АЗС. А ГОСТ задаёт параметры производства топлива на НПЗ. Затейливо? Ну да, есть такое дело. Госстандарт же должен оправдывать своё существование.

Ну и самое главное — что и где заливать. Для затравки приведу вот эту не очень чёткую фотографию, сделанную удивлённым автором на смартфон, когда я решил поменять на своём автомобиле свечи, прошедшие «с новья» 60 000 км. Это был шок!

С момента покупки нового автомобиля я заправлялся только на брендовых АЗС, принадлежащих ВИНКам (вертикально-интегрированным нефтяным компаниям). По большей части — «Газпромнефть» и «Лукойл». Не брезговал иногда и «Роснефтью», особенно в последнее время, когда современный Рязанский НПЗ перешёл под её крыло. И старался заливать только так называемый брендированный бензин, который примерно на 1 рубль дороже «обычного». Профильное инженерное образование не позволяет мне верить в чудодейственность этих бензинов. Но в них содержатся так необходимые форсункам, клапанам и свечам моющие присадки. И результат прекрасно виден на фото. Свечи эти, кстати, были абсолютно работоспособны. И это после 60 000 км пробега на нашем, якобы «ужасном» бензине.

Кстати, европейский экологический стандарт «Евро-5» предусматривает сохранение чистоты выхлопа автомобиля вплоть до пробега 160 000 км. И для достижения этих показателей в бензине должны содержаться моющие присадки. Я не настаиваю, но в новые современные иномарки лучше лить именно брендированный бензин, в котором эти присадки есть.

С октановым числом всё просто — берёте инструкцию и льёте то, что в ней написано. Переход на бензин с более высоким октановым числом оправдан только в сильную жару и только тогда, когда у вас завелись лишние деньги «порадовать» машинку. Но ей никакой радости не будет. Главное — не лить «октан» ниже, чем предписано.

Есть, правда, тонкости с автомобилями с внутреннего американского рынка. У них другая маркировка октанового числа, когда берут среднее арифметическое от «моторного» и «исследовательского» методов. И получаем, что американские 87, 89 и 91 — это наши 92, 95 и 98.

Что же касается страшилок о том, как кум (сват, брат и т. д.) залил где-то бензин, и машина сразу зачихала и отказалась ехать, то почему такой же напасти не случилось у остальных 200−300 автомобилей, которые в тот день заливались на этой же колонке? Может быть с автомобилем что-то не так?

Ну и про «солярку». Четыре года назад мы ездили с друзьями в Финляндию на дизельном микроавтобусе. Перед погранпереходом «Брусничное» есть АЗС известного красно-белого бренда, под которым уже тогда продавалось дизельное топливо «Экто» стандарта «Евро-4». Мы залили полный бак. И когда его выработали и заправились в Финляндии, то ни по тяге двигателя, ни по его звуку, ни по запаху выхлопа финское топливо ничем не отличалось от нашего. Единственное на чём можно у нас «залететь» — это залиться летней соляркой в начале ноября. А на утро — мороз. Впрочем, дизельное топливо — это всё-таки отдельная тема. И мы к ней как-нибудь подберёмся.

Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев.

Последние новости
Цитаты
Олег Смолин

Депутат ГД РФ

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня