Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
16 октября 2014 13:58

Искусственные проблемы

За время либеральных реформ самые большие потери наша страна понесла в области культуры

1875

Управдом Бунша из «Иван Васильевич меняет профессию», помнится, не слишком дорого ценил казенные волости, но даже его непомерную широту души за чужой счет с лихвой перекрыли многие либеральные политики. Они не только оказались от 14 союзных республик, обеспечили грабительскую «прихватизацию» национальных богатств России, но готовы были кое-что из культурного наследия отдать за бугор в знак, так сказать, дружбы.

За годы либеральных реформ мы утратили многое — высокий уровень обороноспособности, не менее высокий уровень науки и образования, очень надежное бесплатное медицинское обслуживание. По промышленности и сельскому хозяйству вообще словно Мамай прошел. Но все же главные потери мы понесли не там, а в области культуры. И именно в этой идеологической сфере больше всего легенд и мифов было внедрено в общественное сознание. Попробуем некоторые из них извлечь из его глубин и разобрать, зачем это было туда привнесено либеральной пропагандой.

Миф № 1 — шоу-бизнес — это новое прогрессивное искусство и явление современной культуры

Очень странное утверждения, учитывая, что в самом названии этого явления акцент делается на слове «бизнес», а из всего искусства берется одно лишь шоу. Никто в нем не ставит задачу нести культуру в массы, ставится задача собирать с масс бабло. В результате массовая культура, которая сдерживалась в советские годы трижды проклятыми и высмеянными либералами худсоветами, в 1990 и последующие годы буквально хлынула и продолжает хлыстать с экранов ТВ. Робкие попытки указать, что мелькают там годами и десятилетиями одни и те же лица, упираются в стержневой для капитализма довод — эти примелькавшиеся лица приносят кассовые сборы. В общем, во главу угла поставлен банальный корыстный интерес.

Но было бы совершенно несправедливо утверждать, что все артисты разом бросились в шоу-бизнес и нет таких исполнителей и коллективов, которые не пытались и не пытаются демонстрировать образцы настоящего искусства. Самородками земля русская уж точно не оскудела, но есть одно «но» — их на телевидении практически не увидишь. А в современном обществе артисты, которых не показывают на голубом экране, звездами стать не могут. Ну и уж точно о фантастических гонорарах шоу-бизнесменов они могут только мечтать.

К чему это приводит? К деградации, разумеется. Нигде так зримо не виден упадок по сравнению с временами проклинаемого либералами брежневского застоя и уж тем более ненавидимой ими сталинской эпохой, как в культуре. Об уровне развития литературы, театра, да и «важнейшего из искусств» — кино советских времен остается только мечтать. В те «жуткие» по либеральной версии годы страна гордилась своими композиторами, живописцами, скульптурами и архитекторами. Ну а советская литература принесла миру просто бесчисленное количество талантов и даже гениев.

Миф № 2 — Россия должна вернуть культурные ценности, вывезенные после Великой Отечественной из поверженной Германии

Понимая всю беспринципность такого подхода для страны, понесшей страшные потери в результате войны с фашизмом, его проводники пускаются в изощренную казуистику — мол, в первую очередь имеются в виду нелегально перемещенные произведения искусства. Но это именно казуистика — как и каким образом определить, что было вывезено законно с немецкой земли, а что нет? Наверняка для германской стороны все в некотором роде вывезено незаконно и нечестно. Поэтому приходится вновь и вновь напоминать, что не СССР напал 22 июня 1941 г., напротив, он вынужден был защищаться от варварской агрессии и, в конце концов, одержал победу в страшной войне, 70-летие окончания которой весь мир будет отмечать в следующем году. Не советские солдаты взрывали и поджигали музеи на оккупированной территории — это сделали гитлеровцы.

Самым знаменитым символом грабежа России немецко-фашистскими оккупантами стало, конечно, исчезновение легендарной Янтарной комнаты, подаренной некогда по иронии судьбы Пруссией. Поиски ее продолжаются и по сей день, но так и не увенчались существенным успехом. Обнаружены и действительно возвращены нашей стране лишь небольшие детали этого восьмого «чуда света». В результате его, да и многие другие залы царских дворцов пришлось реконструировать. Вот только масштаб уничтожения национального достояния был столь велик, что даже трудно сказать, когда удастся его восстановить заново полностью и удастся ли это вообще.

Касательно бывших германских ценностей давно уже необходимо поставить жирную точку в отношении так называемого золота Шлимана. Это собственность России по итогам Второй мировой войны, это такой же трофей, как Калининград (б. Кенигсберг). Тут, говоря словами Кисы Воробьянинова, торг не уместен.

Хотя во многих других случаях наверняка могут быть найдены компромиссные решения, как с коллекцией хасидских рукописей Шнеерсона, которые ныне хранятся в Еврейском музее и центре толерантности и которые в начале 1990-х либеральное правительство едва не отдало за пределы России. И кое-что и вправду там оказалось — и пока нет известий о возврате. Утечь за границу могла и вся коллекция, если бы не мужество и патриотизм тогдашнего заведующего отделом рукописей РГБ («Ленинки») Виктора Дерягина, ныне покойного. Именно он фактически не позволил вывезти их из нашей страны, совершив научный и гражданский подвиг.

Миф № 3 — кинопродукцию из Голливуда ни в коем случае нельзя ограничивать

Вызвано появление этого мифа предложением привести хоть в какие-то рамки засилье американской кинопродукции в российских кинотеатрах. База под возражение подводится как бы сугубо экономическая — голливудские блокбастеры выгоднее показывать, чем работы кинорежиссеров других стран, в том числе российских. Но это лукавство — в советские годы была как раз обратная картина: по идеологическим причинам киноленты производства США с большим трудом попадали на экраны страны Советов, но на доходах это никак не сказывалось.

Да, за годы либеральных реформ многие из нас, что греха таить, основательно «подсели» на фильмы и мультфильмы американского производства. И теперь готовы их смотреть бесконечно, хотя сюжеты большинства столь же похожи друг на друга, как у индийских мелодрам. Обязательно есть герой, у которого какие-то семейные проблемы, которые он решает по ходу борьбы с могущественным противником. Таковы и триллеры, и ужастики, и драмы, и даже порою кинокомедии. В мультфильмах один вид зверушек или птичек сменяет другой. Но сюжет тот же — с героем, борьбой с коварным злодеем и трудностями на личном фронте.

Бесспорно, что всегда выходили, выходят и наверняка будут выходить и шедевры из Голливуда. Но их как раз при любом ограничении на экран выпустят, равно как и блокбастеры, которые обеспечивают столь милую сердцу либералов и капиталистов прибыль. Речь как раз не о них, а о бесчисленных киноподелках Голливуда второго-третьего плана. Они не должны мешать появлению в кинотеатрах уж точно им не уступающим достойным работам из России и других стран.

И конечно, нужно ограничить доступ на наш экран фильмов, где негативным образом показываются граждане России. Это какая-то особая форма киномазохизма смотреть на пьяных российских бандитов, кровожадных российских мафиози, мечтающих о мировом господстве российских политиках, военных и представителях спецслужб. Понятно, что таковы западные стереотипы о русских, особенно сейчас, в свете событий на Украине, но себе-то самим зачем их прививать вольно или невольно?

Миф № 4 — Россия навсегда утратила статус великого государства, в том числе и в области культуры

Конечно, если вектор развития нашей страны останется либерально-капиталистическим, то трудно ожидать возрождения былой экономической мощи, а вместе с тем и былой славы передовой в культурном отношении державы. Как-то подзабылось сейчас, но приход Советской власти ознаменовался, помимо всего прочего, культурной революцией — искусство, как говорили в первые послереволюционные десятилетия, стало принадлежать народу. Театры стали доступны самим широким слоям населения, а кинотеатры и клубы появились чуть ли не в каждом колхозе. В стране была создана мощная библиотечная сеть, собственно, и обеспечившая ей славу самой читающей в мире.

За годы же либеральных реформ интерес к чтению стал угасать, поскольку люди вынуждены больше думать о хлебе насущном. В этой ситуации вообще не до искусства — достаточно зрелищ, шоу. И капитализм охотно предложил легкие эрзацы вместо подлинных творений. Да и их за совсем уже другие деньги, нежели при советском «тоталитаризме». В результате даже банальный поход в кинотеатр всей семьей ныне превратился в весьма недешевое удовольствие. Стоит ли говорить о ценах на театральные билеты, на концерты звезд? Они зачастую таковы, что становятся малодоступными для не слишком обеспеченных слоев населения.

Цены на книги тоже растут до все более заоблачных высот. В результате вместо советских стотысячных тиражей классиков выходят фолианты в тысячу штук от силы. Поэтому многие издания просто-напросто не находят своего читателя.

И тем не менее, говорить, что все утрачено навсегда ни в коем случае нельзя. Если для искусства будут созданы экономические условия, сходные с теми, которые были при социализме, то вернуть утраченное вполне реально. Но для этого нужен другой курс, другая парадигма развития общества, где культура финансируется не по остаточному принципу.

Миф № 5 — российский кинематограф и ТВ на подъеме

Не очень понятно, в чем этот подъем заключается. Телевидение давно уже превратилось в комбинацию примитивной пропаганды и не менее примитивной развлекаловки. Ну а российское кино находится в глубоком кризисе. В прошлом году степень этого кризиса явило собой кинособытие года — «Сталинград» Федора Бондарчука. Конечно, название далеко не всегда может не соответствовать содержанию, но чтобы вообще к нему иметь весьма косвенное отношение — это надо было постараться. Понятно, что «Оскара» этой мыльной опере по мотивам подвига защитников Дома Павлова не дали бы и при куда более хороших отношениях с нашей страной.

Вообще с наградами на престижных конкурсах как-то совсем нехорошо у кино сбросившей, так сказать, оковы тоталитаризма России. С блокбастерами и просто хорошими фильмами тоже неважно. Кинокомедий пристойных во всех смыслах этого слова очень мало. С ностальгией можно вспоминать «страшные» советские годы гонений якобы на кинематограф. А в 1991 г. как отрезало — практически нет сильных кинофильмов. Буквально по пальцам можно пересчитать — «Брат 2» Алексея Балабанова, «Брестская крепость» Александра Котта, ну можно за оригинальность сюжета «Мы из будущего» Андрея Малюкова упомянуть. Больше навскидку ничего на ум не приходит.

А ведь в советский период шедевры появлялись чуть ли не каждый год. Где новые «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Война и мир», «Москва слезам не верит»? Хотя, может, и к лучшему, что их нет. Потому что новые старые кинофильмы в последнее время все больше воспринимаются как ремейки. Но пока ни одного сколько-нибудь удачного среди них не было.

Сейчас единственное, в чем виден подъем российского буржуазного кинематографа и еще более буржуазного отечественного телевидения, — это помпезные конкурсы а-ля вышеупомянутый «Оскар». На них представители узкого круга причастных к киношной или телевизионной камере почти беспрерывно вручают друг другу премии с теми или иными статуэтками. Но где прорывные кинопродукты, где оригинальные телевизионные передачи? Все, что на ум приходит, вроде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» — все это еще из того советского времени. Но можно ли долго ехать на багаже СССР что в экономике, что в телевидении и кино?

Вакцина от беспамятства

В России не только писатели больше чем писатели, у нас в целом культура больше чем культура. Исторически мы без многого могли обойтись, но не без гордости за своих деятелей искусства. Они всегда были для нас объектом национальной гордости и примером для подражания всех без исключения поколений — и дореволюционных, и советских, и периода пресловутых либеральных реформ. Мы на многое готовы были закрыть глаза, зная, что хотя бы «в области балета мы впереди планеты всей». Это где-то согревало нам душу, и поэтому так больно теперь сознавать, что и здесь мы потеряли завоеванные веками позиции.

Впрочем, ситуация, подчеркну, небезнадежна. Как и в научной сфере, искусство есть кому поднимать в России. Требуется только бережное отношение к таким самородкам и ко всей культуре в целом. И не нужно ждать, когда страна сделает левый поворот. Поддерживать музеи и архивы нужно уже сейчас, издавать полные собрания сочинений русских классиков нужно тоже уже сегодня. Это просто необходимо. К чему может привести потеря культурных ориентиров — хорошо видно на примере соседней Украины, где сносятся памятники, сжигаются книги и людей отправляют в мусорные баки. Именно культура — лучшая вакцина от духовной Эболы беспамятства.

Фото: Антон Тушин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня