Через три года в Латвии, по замыслу властей, должно быть полностью ликвидировано школьное образование на русском языке. Сегодня в русских школах еще сохраняется принцип 60/40, т.е. 60% предметов преподаются на латышском языке, 40% - на русском. К 2018 году эту пропорцию планируется изменить: 80% - на латышском, 20% - на русском. На родном языке будет милостиво дозволено изучать лишь русский язык и литературу. В качестве пилотного проекта пропорция 80/20 уже внедрена в пяти рижских школах.
Сейчас идут подготовительные мероприятия, в частности, началась активная зачистка русских школ от преподавателей, которые не могут вести уроки на латышском языке. В течение десяти месяцев текущего года (данные на 1 ноября) 55 учителей были наказаны за недостаточное, по мнению «языковой инквизиции», владение государственным языком. Отмечу, что за весь прошлый год наказанных было почти втрое меньше.
Как происходит языковая проверка в школах? Это может быть и посещение урока, и подслушивание у дверей класса, чтобы убедиться, что урок ведется на латышском языке, и индивидуальный экзамен, когда инспектор вызывает учителей по одному и задает вопросы, связанные со спецификой их работы. Например, учитель математики должен уметь объяснить по-латышски теорему Пифагора,
Профилактическое наказание — штраф от 35 до 280 евро. Оштрафованному дается срок 3−4 месяца, после чего его вновь проверяют. Если проверяющие сочтут, что учитель не встал на путь исправления, директору школы рекомендуется освободить «трудновоспитуемого» от занимаемой должности, попросту — уволить. Редкий директор не выполнит этой рекомендации.
Параллельно идет зачистка русской школы от «нелояльных элементов», даже если у них все в порядке с латышским языком. Последний случай, имевший место буквально на днях, по своему трагикомизму превзошел все предыдущие. Учительница престижной 40-й рижской школы «лайкнула» в сети Facebook картинку, которая, скажем так, содержала иронию по отношению к латвийским государственным праздникам. Учительница утверждает, что не вникла в смысл картинки, приняв ее за предупреждение о вирусе Эбола. Тем не менее, полиция безопасности возбудила уголовное дело по факту глумления над госсимволами, а дирекция школы провела с учительницей «беседу», после которой та написала заявление об увольнении.
Это, конечно, не мусорные люстрации по украинскому образцу, но, согласитесь, увольнение за «лайк» — это тоже круто.
Националисты, если исходить из их целей, действуют абсолютно грамотно: они кошмарят учителей. Учителя, боясь потерять работу, стараются даже на миллиметр не отклониться от генеральной линии. Своей робостью, конформизмом, показушной «латышскостью» они заражают учеников. Что и требуется националистам. Сомневаюсь, что сегодня возможны массовые акции против латышизации русской школы, как это было десять лет назад.
Нет, дети из русских семей не становятся правоверными латышами, заканчивая школу. Такое случается, но редко. Латышская культура не настолько мощна и притягательна, чтобы вызвать острое желание интегрироваться в нее. А вот отрыв от русской культуры и истории происходит. Немалая часть выпускников русских школ — это такие русскоязычные «европеоиды», для которых свет — с Запада.
Дерусификация происходит и по линии латышской школы. Обязательный иностранный язык в школах с латышским языком обучения — английский. Второй иностранный язык ученик и его родители выбирают сами, но изучается он, по сути, в факультативном порядке, и официальный приоритет при этом отдается языкам Евросоюза, главным образом — немецкому. Русский в качестве второго иностранного изучает сегодня только треть учащихся латышских школ (и это в стране, где для 37−38% жителей русский язык является родным!). Делается все возможное, чтобы вырвать латышскую молодежь из контекста русской цивилизации, осуществить, как теперь говорят, перезагрузку массового сознания.
Цели и задачи латышских националистов мне понятны, а вот что думает на сей счет правительство России — остается загадкой. Русский мир сокращается как шагреневая кожа, но серьезных попыток развернуть этот процесс в необходимом для себя направлении со стороны Москвы я не вижу. Прочел, что Китай уже в каждом кубинском городе открыл центры китайской культуры, хотя где Китай, а где Куба?! А здесь, совсем рядом, живет почти миллион русских и русскоговорящих людей, неужели это совсем неинтересно?
Фото: Тимур Субханкулов/ ТАСС