Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
15 декабря 2014 12:37

Непростые времена

Сергей Морозов о победившей морали индивидуализма

4967

«Что с нами происходит?»

Сорок лет прошло, а та шукшинская боль не утихла, только разрослась, стала обыденной, стала нормой жизни. Может, из-за этого мы не задаемся вопросом «что с нами происходит?» Может, это от того, что это уже произошло? Моральная недостаточность стала хронической, не к кому стало писать кляузу, не к кому бежать и жаловаться.

Классическая мораль, заповеданная нам христианством, перетекшая в измененном виде в мораль советскую и коммунистическую, была обращена к бедным, к страждущим. Помочь и ободрить. «Чтобы дите не плакало…», «чтобы бедных не было» — вот о чем была та мораль. Помочь упавшему подняться, а не толкнуть его, поддержать в трудную минуту, привести всех к счастью. Даже интеллигентская мечта Стругацких — «пусть никто не уйдет обиженным», цеплялась пуповиной за эту самую мораль милосердия, этику человечности.

Где теперь эта человечность? Где стремление последнего сделать первым? Где ощущение своей связи с другими, своей ответственности за мир и будущее? Эта этика любви и взаимопомощи, этика коллективистская, здравая, основанная, как писал С.Н. Булгаков, на том, что если один упадет в пропасть, то и все вслед за ним, заменена этикой толкания в пропасть, этикой «слабого звена».

Незаметно мы пришли к переустройству нашего морального сознания. «Умри ты сегодня, я завтра», этика подчинения, этика страха, этика любви не к слабому и бедному, а к богатому и сильному — вот реалии наших дней.

Но в этом падении нравов ничего нового. Здесь не только с Запада надуло. Словно на машине времени скакнули назад на полтора столетия в пореформенную, набирающую капиталистический жирок Россию. Откройте Салтыкова-Щедрина. Все то же: «народ слаб», «мы просты». И слабы, и просты все так же, как и теперь. Наивны, глупы, патриархальны, слишком верим в эру милосердия, в людей и государство. Все по-щедрински: «Вас надули при покупке, вы дались в обман, не потому что были глупы, а потому что вам на ум не приходило, чтобы в стране, снабженной полицией, мошенничество было одною из форм общежитии. Очень уж вы просты! Ах, как вы просты!»

В чем же сила? В чем идеал? Силен и хорош тот, кто сметлив, кто обошел, обманул, прижал, отжал. 25 лет этому учили. Кто не силен по-таковски, тот дурак и есть, тот и есть простофиля, балласт, тянущий на дно все общество.

У сильного нет ни принципов, ни комплексов, его ослабляющих. Интеллект, духовность — это от слабости, они только книзу тянут. Экономически стопорят. Заставляют сомневаться, топтаться на месте. Мешают бить в точку, идти вперед и вверх. И зная, что нынешний сильный и лучший человек есть по-зиновьевски «животное, способное на все» можно ли удивляться, что вокруг такого сильного человека, шукшинского «крепкого мужика» заводится не милосердие и взаимовыручка, не помощь слабому, а страх и лизоблюдство. Ломать будет, ну как заденет, надо войти в расположение, вообще быть полезным.

А тех, кто сказал бы «варвар», «дурацкое дело нехитрое», «идол окаянный» уже не осталось. Больно тонкие материи.

Изменение нашего нравственного сознания совпадает с ослаблением трезвости взгляда. О большинстве и силе «крепкого мужика» судят за глаза, по факту завоеванного им собственной нахрапистостью места. Уж и силы нет, а за него цепляются.

Все для сильного. А сила не настоящая, сила основана на виртуальной вере в индивида. Индивид — колосс на глиняных ногах. Упадет — всех задавит. Вот и держат всем обществом. Все общественные силы уходят на то, чтобы нести эту обузу, следуя догме про сильных одиночек. Поддержка глиняного колосса везде и во всем. В международной политике — где США все бояться уронить с пьедестала. В отношении к нашим местным олигархам, которые давно уже демонстрируют свою глинянность. В социальной политике, образовании, больницах, учреждениях, в промышленности.

За страхом падения «богатых и знаменитых» — страх принятия решений, страх самостоятельности, силы, желание сохранить статус-кво. При их духовной пустоте, эгоизме — наивная вера в то, что они вытянут за собой все общество. Но зачем сильному конкурент? В логике индивидуализма глупо ожидать, чтобы эти «тяжеловозы» везли общество в нужном обществу направлении. Зачем им что-то менять, зачем переходить от эгоистической логики к общественной? Стоит ли удивляться, что они превращаются в общественных паразитов, пожирающих его изнутри, всяк на своем месте: в банке, в школе, в больнице, в чиновничьем кресле.

Наше общество строится не снизу вверх, а наоборот, с развитием паразитарности и сервильности. Все общество у «сильного» на посылках, а он обществом как может, помыкает.

Обратной стороной этого становится идеология лузерства. В обществе утверждается представление о бедняках, униженных и оскорбленных как о неудачниках, алкашах, людях дна, лентяях и лоботрясах. При этом его разделяют и поддерживают даже те, кто живет в бедности и сам терпит унижения. И то, и другое рассматривается как результат собственной вины и нерасторопности. Общество не при чем. Он — просто неудачник. По-щедрински — «дурак». А с дураками что делать? Дураков учить надо.

Так возникает новая моральная педагогика. Не педагогика роста и развития, а педагогика издевательства и тумаков. Не бежишь вслед за общей моралью преуспеяния — получи! Дурак ты, дурак и есть, дураков учить надобно. Мы тебя научим уму-разуму. Все общество как школа для дураков, всяк норовит пролезть в учителя, в те самые «отличники».

Прав Салтыков-Щедрин: «Нет, мы не просты!»

Таковы нынешние времена. Тот, кто внизу в ответе за все, он не имеет права на ошибку. Бей бедного и слабого, тогда ты утвердишься как сильный, будешь мил тому, кто силен сейчас.

При таких взглядах трудно ожидать изменений к лучшему. Скорее выстраивание жизни с крепнущим, матереющим пренебрежительным отношением к социальному «низу».

Милосердия, чувство социальной общности, сплоченности, справедливости — всего этого не будет в следующих поколениях.

О бедном и слабом замолвите слово. Пока еще не поздно. Ради самих себя, ради общества. Иначе нас, живущих в непростые времена, ждут времена еще более непростые.

Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня