Посреди всех этих криков о том, можно ли расстреливать за картинки, посреди исторических реминисценций, экспертных заключений и монологов политологов давайте-ка попробуем восстановить, что же произошло во Франции за три дня с 7 по 9 января.
7 января в здание редакции журнала Шарли Эбдо в центре Парижа зашли двое мужчин в камуфляже и масках. Сначала они расстреляли полицейских, дежуривших на улице с целью охраны редакции. Затем, использовав то, что сотрудница журнала открывала дверь, они вошли в дом вместе с ней, проследовали в комнату, где происходила летучка, и хладнокровно расстреляли еще десять человек. Покинув здание, они прикончили раненого полицейского, быстро, но без спешки сели в ожидавшую их машину — черный фиат — и уехали прочь.
На видео, снятом одним из журналистов Шарли Эбдо, спасавшихся на крыше, хорошо видно, как эти двое мужчин в масках выходит из редакции и направляются к машине. Один из них на бегу приканчивает раненого полицейского контрольным в голову. Оба двигаются быстро, но без спешки. Никаких следов паники, никаких неорганизованных выкриков типа «Аллах Акбар», вообще никаких ненужных телодвижений. Все очень аккуратно и организованно. Садясь в поджидающую его машину, мужчина в камуфляже подбирает какую-то штуковину, валявшуюся у колеса. Перфекционист, блин. Водитель трогается с места спокойно, без рывков. Разумеется, таким четким пацанчикам легко удается уйти от полиции. Но вот какое чудо: бросив свой черный фиат, они оставляют там удостоверение личности на имя Саида Куаши, боевика, воевавшего в Сирии и отлично знакомого французским спецслужбам. Вот как-то плохо это укладывается в мозгу. Во-первых, зачем брать на место теракта свое удостоверение? Во-вторых, тот же самый человек, который, едва убив дюжину людей, аккуратно подбирает что-то, валяющееся под машиной, и это в тот момент, когда ему надо бежать с места преступления, и он же вдруг, спустя полчаса, забывает документы в брошенной машине? Как-то не вяжется одно с другим. Извините.
7 января вечером двое человек грабят бензоколонку у бельгийской границы. Это где-то 80 километров от Парижа. Берут бензин и продукты. Грабителей опознает сотрудник бензоколонки. Он говорит, что это братья Куаши и одновременно заявляет, что двое мужчин были в камуфляже с масками на лицах. А как он их тогда опознал? Они сняли маски, представились, потом натянули их обратно и уехали? И зачем вообще они полезли грабить бензоколонку вместо того, чтобы спокойно затовариться всем, чем нужно? И главное, они что, так и не переоделись после теракта? Вместо того чтобы скинуть камуфляж и одеться в курточки, они так и фигачат по Франции, не снимая черных масок — мистеры Икс просто, Фантомасы какие-то.
Грабеж бензоколонки произведен с нарочитым шумом. Набрать продуктов в магазинчике, залить бензин и умотать по-быстрому — это элементарно может проделать любой водитель на любой европейской заправке. Для этого не надо ни махать оружием, ни пугать кассира, кассиру будет глубоко фиолетово. Но нет, наши фантомасы зачем-то продемонстрировали сотруднику бензоколонки весь свой арсенал — а он, по его словам, состоял из нескольких Калашниковых и гранатометов. Все это выглядит немножко непрофессионально и разительно контрастирует с тем видео, которое мы все посмотрели на Ютьюбе — пока заботливый Ютьюб его не удалил.
Что ж, комиссары Жювы продолжают искать фантомасов, но безрезультатно. Расстроенные тем, что их никак не могут поймать, фантомасы едут обратно в Париж. С утра 8 января они грабят еще одну бензоколонку. Наверное, у них кончилась кока-кола. Их опять «опознают» и наконец-то в 20 километрах от Парижа полицейские их догоняют.
И ни у кого не возникает вопроса — а что мешало братьям Куаши, если они уж и впрямь расстреляли редакцию Шарли Эбдо, просто залечь на дно в заранее приготовленном убежище? Ведь у любого профессионального террориста — а расстрел журналистов был выполнен очень профессионально — есть заранее приготовленные места отхода и люди, которые будут их всем обеспечивать на месте. Сегодня братья могли бы спокойненько сидеть дома у кого-нибудь из своих единомышленников, курить кальян и, веселясь, смотреть новости по телеку. Вместо этого они предпочли устроить серию шумных грабежей. И даже не переоделись.
Днем 8 января разбойники в масках прячутся в здании типографии. Попав туда, они умудряются не заметить, что они там не одни. Практически сутки они сидят в одном здании с сотрудником типографии. Этот бравый малый, спрятавшись где-то от неуловимых террористов, регулярно пишет эсэмэски полицейским, информируя их о том, что делают незадачливые разбойники. А им даже в голову не приходит как-то проверить помещение, в котором они засели. Чего там, в самом деле. Им надо с журналистами созвониться, рассказать им о том, что их спонсировал йеменский филиал Аль-Каиды, а деньги конкретно давал Аль-Авлаки. Хотя Аль-Авлаки вообще-то убили больше 3 лет назад. Ну, наверное, он как-то из могилы ребят координировал. Вечером 8 января полицейские, ведущие переговоры с террористами, подстраховываются: они сообщают, будто братья Куаши объявили, что они собираются умереть за веру. Ну, разумеется, ведь если террористы останутся в живых, то может легко оказаться, что вовсе не они расстреливали редакцию Шарли Эбдо.
9 января братьев Куаши убивают. Параллельно этой трехдневной эпопее происходят еще перестрелки и захват заложников в кошерном магазине в Париже. 9 января террориста из кошерного магазина тоже убивают. Это Амеди Кулибали, его связь с братьями Куаши доказана, а вот связь их всех троих — с тем, что произошло в редакции Шарли Эбдо — по-моему, нет.
Ну и вишенкой на торте конечно — состоявшееся 10 января самоубийство комиссара полиции, который расследовал бойню в «Шарли Эбдо».
Вопросы возникают, конечно. Выглядит так, что первая часть операции — с расстрелом «Шарли Эбдо» — была спланирована безупречно. Точно рассчитано и время теракта, и способ входа в редакцию, заранее известно, кто будет убит. А вот дальше начинается какой-то трэш и угар. Двое суток прошедшие боевую подготовку в Сирии террористы ведут себя как обкурившиеся фанатики и колесят по Франции, не снимая своих масок. Интересно, как так получилось. Во всяком случае, материала для журналистского расследования здесь вагон и маленькая тележка. Но что же делают акулы пера и тигры ротационных машин?
А они поднимают дикий информационный шум, в котором мешаются карикатуры на пророка, цитаты из Корана, монологи политологов, заключения экспертов, рассуждения философов. Истерика, устроенная в СМИ, захватывает весь мир. Люди пишут в блоги, твитят, ретвитят, выходят на митинги, зажигают зачем-то свечки. С одной стороны, эта адская шумиха работает целиком в интересах организаторов теракта — именно этого они и добивались. С другой — она обеспечивает грандиозную дымовую завесу для тех совершенно конкретных людей, которые так профессионально «исполнили» редакцию «Шарли Эбдо». Есть подозрение, что фамилии этих бравых парней отнюдь не Куаши. И что сейчас они спокойно посиживают где-нибудь, потягивают красненькое и, веселясь, смотрят новости по телеку. А их наниматели подсчитывают прибыли. А мы все — вместе с вами, уважаемые читатели, — производим тонны ненужных слов, которые отвлекают всех от истинных виновников произошедшего.
Ведь уже и неприлично как-то задаваться вопросами по поводу происшедшего. А кто убил? А зачем убил? Да что вы, в самом деле. Тут свобода слова, нагая и прекрасная, против невежественного мракобесия. Или наоборот — чистая вера в Аллаха против развратной журналистики. Неважно, на чьей вы стороне. Важно, что истинный смысл этого массового убийства ничего общего не имеет с этой трепотней, которую вокруг него развели. А прятать и камуфлировать этот смысл помогают средства массовой дезинформации. Адская машина СМИ — главный инструмент парижского теракта.
Фото: EPA/ ТАСС