Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
21 января 2015 12:35

Год Литературы без литературы?

Журнал, где впервые опубликовали «Мастера и Маргариту», на грани закрытия

2189

Письмо министру культуры России.

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Из Департамента науки и образования Министерства культуры РФ на наше письмо о помощи мы получили дежурную отписку от имени Директора Департамента науки и образования А.О. Аракеловой. Это, впрочем, было ожидаемо. Человеку незаинтересованному всегда свойственна некоторая поверхностность суждений, поскольку ему трудно понять существо дела и вникнуть в глубину проблемы.

Чувствую, что переписка в таком бесплодном стиле может продолжаться бесконечно долго, а времени для реального дела у нас в обрез, всего только один год — Год литературы. Поэтому давайте разговаривать именно по существу.

На ваших глазах гибнет толстый литературно-художественный журнал, который по определению ЮНЕСКО, есть — «уникальное и неповторимое явление русской культуры». Я имею в виду не только «Москву», но и «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружбу народов» и т. д. Всего таких прославленных и «уникальных явлений» на всю огромную Россию чуть больше дюжины.

Вы нам отвечаете: «Минкультуры России не имеет полномочий по поддержке изданий». Но неужели вы, люди, безусловно, культурные и образованные, сами верите в то, что перечисленные выше литературно-художественные журналы это всего лишь — «средства массовой информации»? На ваших глазах гибнет вовсе не «средство массовой информации», не какое-то неопределённое, одно из многих тысяч «издание», как вы выразились в своей отписке. Журнал «Москва» — это не средство массовой информации. Даже на обложке у нас печатными буквами указано: «Журнал русской культуры». Чтоб не возникало сомнений.

Снова перечислю для пущей наглядности то, что навсегда вошло в культурный обиход русской жизни, будучи напечатанным впервые на страницах журнала «Москва». Журнала, заслуги которого перед отечественной культурой несомненны, бесспорны и общепризнанны. Приведу снова самый краткий перечень наших публикаций (здесь только те, что были экранизированы): «Мастер и Маргарита», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны», «9 рота», «Стиляги», «Иван Поддубный»… А ещё «Маленький принц» Экзюпери, «Медведь» Фолкнера, «За рекой в тени деревьев» Хемингуэя. А ещё «Жизнь Арсеньева» Бунина, «История государства Российского» Карамзина. Мы первыми напечатали стихи В.Ходасевича. Неужели и после этого ничего вам не понятно? Хорошо. Перейдём на более простой язык. Гибнет — культурный объект России. Его нужно срочно спасать! Это ваша непосредственная и первостепенная задача. Вы же «Министерство культуры», стало быть, именно вы отвечаете за состояние культуры в России. Какие вам нужны полномочия? Нет полномочий защищать наше общее бесценное культурное достояние? Добивайтесь таких полномочий, гремите в колокола, стучитесь в Правительство. Если нужно официально, чтобы мы перешли под вашу юрисдикцию, какая тут неразрешимая проблема? Надо только не сидеть сложа руки, а действовать решительно и энергично. Гибнем не мы одни, а все без исключения так называемые «толстые» литературно-художественные журналы. Вы спать не должны по ночам, вы должны думать и искать пути спасения того, что во всём мире признано «уникальным явлением русской культуры». Это ваша работа. Более того, это ваш нравственный долг, дело вашей совести. Мы-то своё дело делаем, и делаем его хорошо. Я приводил вам список наших публикаций. Это уровень — мировой. Мы сделали за вас определённую черновую работу, чтобы вы не особо ломали себе голову. Мы предложили вам самый простой и эффективный путь спасения «культурных объектов», за которые вы отвечаете. Повторюсь и ещё раз изложу суть дела вкратце. Мы толково и доходчиво объяснили, что наш читатель — в библиотеках. Вы же в ответ сообщили нам новость о том, что на библиотеки в этом году выделено 50 миллионов, и вы «надеетесь, что эта мера будет способствовать поддержке известных и значимых периодических изданий». Хотелось бы разделить с вами ваш оптимизм, но вынуждены вернуть вас на грешную землю. Так вот — напрасно вы надеетесь! Если вам случалось посещать муниципальные библиотеки, то там наверняка приходилось видеть целые полки с «ироничным женским детективом» или популярной серией «Вор в законе». Вот куда большей частью уходят ваши 50 миллионов. Поэтому мы и предложили в этом тонком вопросе о формировании фондов не полагаться целиком и полностью на вкус и произвол директора библиотеки. Литературно-художественные журналы должны быть на полке хотя бы каждой десятой библиотеки. Снова процитирую довод из предыдущего послания: «В чём главный смысл существования литературно-художественного журнала в наши дни? В том, что если на его страницах появляется роман, повесть или рассказ, то попали они туда по единственной причине — исключительно потому, что это произведение имеет художественную ценность. К нашему сожалению, художественная ценность и коммерческий успех — далеко не одно и то же…» Мне совестно, что приходится снова и снова объяснять такие элементарные вещи работникам Министерства культуры РФ. Итак, повторю — хотя бы каждая десятая библиотека (всего лишь каждая десятая!) из тех 40 тысяч муниципальных библиотек должна предоставить возможность и право читателю познакомиться с новинками не «книжного рынка», а с актуальными произведениями текущей художественной литературы.

Как это сделать, как обязать директора библиотеки осуществить подписку, используя те средства, которые выделяет государство? Мы и этот вопрос решили за вас. Нужно сделать упомянутую дюжину журналов — «академическими», где прописать в юридическом статусе обязательную подписку. Вот и всё. Предлагаю вам даже алгоритм действий. Вы, не мешкая ни дня, ибо время дорого — собираете в своём Министерстве комиссию, принимаете решение об утверждении этого звания и обращаетесь с ходатайством к Президенту, или куда там следует. Юристы вам подскажут. Такое ходатайство от Министерства культуры, если понадобится для ускорения процесса, мы вам поможем составить. Надо так умело составить это ходатайство, чтобы у чиновников Федерального Правительства не возникло даже и мысли отделаться от нашей общей благородной инициативы какой-нибудь дежурной отпиской. Тут мы целиком полагаемся на ваш профессиональный опыт и знание предмета изнутри.

Опасаться того, что в «академические» массово полезут все прочие журналы, не следует хотя бы из-за того, что изданию должно быть не менее 50 лет. Впрочем, чтобы вы поняли проблему яснее, я прилагаю к этому письму «проект письма к Президенту». Если у вас возникнут какие-то полезные соображения по поводу этого «проекта», пожалуйста, не поленитесь поделиться. Нам нужны добрые, профессиональные и толковые советы. Всё-таки, мы литераторы, не во всех тонкостях понимаем устройство чиновничьей машины и технологию принятия подобных решений.

Главное, что мы понимаем ясно — проект этот простой, эффективный, радикально спасающий ситуацию. Осуществив его совместно, мы раз и навсегда закрываем болезненную проблему нашей культурной жизни. Осуществить этот проект вовсе не трудно.

Напомню в скобках, что в далёком 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, в период катастрофы и разрухи, чиновники Министерства культуры нашли время и нашли способ ввести звание «академический» для шести театров. Люди занимались делом.

Вы нам написали, что «присвоение звания „Академический“ не имеет прецедентов». Что «для реализации подобной идеи потребуется введения ряда законодательных актов… и т. д.» Ничего страшного и непреодолимого тут нет. Было бы желание работать над этими чисто техническими вопросами, а не отмахиваться от них. Сделаем прецедент, предложим, если нужно, «ряд законодательных актов». Тем более, что не так уж и сложно подключить к решению проблемы и Госдуму, и Совет Федерации, и прочие круги. Там тоже есть люди, которым дорога русская культура и которые примут посильное участие в её сохранении.

Для нас главное, чтобы Министерство Культуры РФ не отстранялось, не отпихивалось от нас, не умывало руки. Министерство культуры обязано проявить инициативу, оформить наши предложения, заключив их в надлежащие юридические формулировки, и выйти с ними в Правительство. Когда же и спасать литературные журналы, как не в Год литературы?

Если мы потеряем литературно-художественные журналы, то потеряем их навсегда. И в этом будет непростительная вина чиновников из Министерства культуры. Умрёт и уйдёт в прошлое бесценный «бренд» русской жизни. Потому что если, положим, и удастся через какое-то время снова всё наладить, найти средства и решения и возобновить выпуск журналов с прежними названиями, то сами понимаете — это будут уже самые обыкновенные «новоделы», одни лишь пустые «названия», цена которых ноль. Прерванная культурная традиция — это всегда катастрофа и смерть. И печальнее всего, если эта катастрофа произойдёт из-за нашего равнодушия, если мы устроим её собственными руками.

Употребляя слово «мы», я не имею в виду коллектив редакции. Мы-то как раз в данный момент делаем всё, что возможно. Мы не «умываем руки», не самоустраняемся, мы проявляем усердие, героизм и упорство в борьбе за русскую культуру. И если мы потеряем журнал «Москва», то совесть наша будет чиста — эта беда произойдёт не по нашей вине. Замечу, что с ноября вся редакция сидит без зарплаты и как минимум, просидит до февраля, ради того, чтобы как-то закрыть этот финансовый год.

Надеюсь, это обращение к вам за поддержкой, на этот раз встретит понимание.

Да, и напоследок. Тихо погибать мы не собираемся. По крайней мере, если и придётся пропадать, то вы услышите нашу песню о геройской гибели «Варяга»!

С уважением,

Главный редактор журнала «Москва»,

Член Комитета по проведению Года литературы в России

Артёмов В.В.

Оригинал письма на сайте издания «Литературная Россия».

Фото: Владимир Астапкович/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня