В полутемной комнате на кровати лежат двое голых мужчин, вернее, лежит один — на спине, а второй сидит перед ним, положив руки ему на грудь. Одного зовут Джон, другого Алекс, вид из окна скрыт задернутыми шторами, но мы знаем, что за окном Петербург. Эта фотография, сделанная в Петербурге датским фотографом Мадсом Ниссеном, победила, главном конкурсе мировой фотожурналистики. Жюри назвало этот снимок фотографией года.
Все поздравляют Мадса Ниссена. Теперь он действительно выдающийся фотограф — как говорится, со справкой. Но нельзя сказать, что он, Мадс Нинсен, единственный автор призовой фотографии. Положил бы он двух голых натурщиков на точно такую же кровать перед точно такими же занавесками, скажем, в Копенгагене — вот бы мы и посмотрели, как к такому снимку отнесется жюри. Его бы, наверное, и до конкурса не допустили, потому что дело-то действительно не в самой фотографии, а прежде всего в ее соавторах.
Соавторы Ниссена — наши знакомые. Политики, активисты, всякие государственные деятели, которые год или два назад озаботились вдруг общественной моралью, взялись бороться за нравственность. Первой в голову приходит Мизулина, но, конечно, не одна она, тот же Милонов в Петербурге на таких вещах, по сути, целую карьеру сделал — кто бы его знал, если бы он не боролся с «пропагандой гомосексуализма»? Хоругвеносцы, «православные активисты», чиновники районных департаментов культуры или образования, «детские омбудсмены» и их помощницы-нашистки, пишущие доносы в прокуратуру на «Детей 404», и прокуроры, принимающие эти доносы, дающие им ход. Люди из телевизора, говорящие, что нужно сжигать сердца геев, и люди из издательств или кинофестивалей, тихо бракующие произведения соответствующей тематики, «потому что у нас госфинансирование, министерство будет недовольно». Деятели искусства и шоу-бизнеса, для которых, как оказалось, нет более ужасной проблемы, чем «пропаганда гомосексуализма». И много кто еще; говоря откровенно, перед жюри World Press Photo за спиной Мадса Ниссена должно стоять несколько тысяч россиян, каждый из которых внес свой вклад в победу датчанина, добившись, что любая, даже самая невинная фотография геев из России вызывала у любого европейца однозначный ассоциативный ряд — что-нибудь вроде «ага, они задернули шторы, чтобы их не увидел Милонов, который отдаст их на растерзание православным хоругвеносцам, а те сдадут их в полицию» (я хотел, чтобы эта фраза в кавычках, придуманная мной, звучала как можно абсурднее, но перечитал ее — абсурдная, но не невозможная; что здесь фантастика, Милонов, хоругвеносцы или полиция?).
Примерно представляя себе среднего читателя «Свободной прессы», я представляю себе и его реакцию на успех этой фотографии. Полагаю, читатель «Свободной прессы» обнаружит в этом успехе доказательство правоты борцов с «гей-пропагандой» — в самом деле, мы же видим, что Запад готов на все, чтобы выставить Россию дремучей нетолерантной страной. Жюри World Press Photo выбрало не сочинскую олимпиаду, не парад 9 мая и не беженцев из Донбасса, а двух голых мужиков, как будто это они в прошлом году были главным и самым ярким образом, связанным с Россией. Очевидно, читатель «Свободной прессы» дал бы приз World Press Photo какой-нибудь другой фотографии про Россию, но в том-то и дело, что имидж страны — это не то, какой она хочет казаться, а то, какой ее видят со стороны.
Образы, позитивные или наоборот — это тоже, по большому счету, статья экспорта. Мы привыкли к материалистическому взгляду на российский экспорт, относя к нему всякое природное сырье от нынешней нефти к легендарным пушнине и пеньке из старинных летописей. Но российский экспорт — это и идеи, и искусство, и живая сила для обеих мировых войн, и страх третьей войны. А теперь это еще и образ страны, в которой преследуют геев — даже если вы вдруг согласны с тем, что их надо преследовать, имейте в виду, что это очень сильно противоречит самым базовым ценностям современного западного общества, и если вы готовы противостоять его ценностям, будьте готовы и к тому, что для остального мира вы будете прежде всего соотечественниками самых карикатурных гомофобов, а не тех, кем вы хотели бы гордиться на самом деле.
Мадс Нинсен теперь уже навсегда останется победителем World Press Photo, что бы он ни снимал дальше. Победа в престижном конкурсе непременно поспособствует его дальнейшей карьере, но неверно будет сказать, что он сделал карьеру на негативном образе России — нет, наоборот, это Россия, взявшаяся чудить, открывает окно карьерных возможностей для Мадса Нинсена и многих, многих других. Там, где царит зло, всегда больше возможностей для добрых дел и подвигов, и в этой формуле печально не то, что Россия стала страной, в которой проще сделать доброе дело, а как раз то, что в России царит зло.
Снимок в открытие сттаьи: Мэдс Ниссен (слева) во время пресс-конференции World Press Photo. Амстердам, Нидерланды, 12 февраля 2015 / Фото: EPA/ ТАСС