Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
8 марта 2015 10:50

8 марта: символизм и реальность

Светские праздники наполняются смыслом не столько по воле основателей, сколько по восприятию празднующих

3461

Судьбы некоторых праздников в России так же трудно предсказуемы, как ее история. Ярким примером может служить 7 ноября — в течение семи десятилетий это был праздник официальный, с 1991-го он стал праздником на любителя, а будущее «красного дня календаря» предсказать трудно, оно зависит от политического режима. Не является ли примерно таким же «непредсказуемым» праздником 8 марта?

Начнем с того, что Международный женский день — праздник не такой уж и международный. Он отмечается в России, в странах бывшего СССР и некоторых государствах бывшего Варшавского блока. При этом гендерные, в том числе женские праздники, существуют во всех мировых культурах. Например, в странах, населенных англосаксами, 10 мая празднуется Mother’s Day, а о дне 8 марта там никто и не слышал. Однако у основателей Международного женского дня были глобальные планы: после победы мировой революции его должны были отмечать во всей планетной республике Советов, т.е. повсеместно, включая Антарктиду.

В 1910 году II Международная конференция женщин-социалисток в Копенгагене постановила: «В каждой стране организовать по соглашению с политическими рабочими партиями и профессиональными организациями специальный Женский день». Знаменитая революционерка Клара Цеткин писала в своих бесценных воспоминаниях: «Я имела тогда намерение создать день революционной мобилизации широких женских масс». При этом слетевшиеся на конференцию бунтовщицы оставили точную дату застолья на выбор активистов охваченных революционным движением стран. Инициативу проведения женского дня одобрил Коминтерн.

После этого праздник ежегодно отмечался европейскими революционными активистами в разное время вплоть до 1914 года, когда его синхронно отметили в девяти европейских государствах, включая Германию и Россию. А вскоре разразилась I Мировая война, линии фронтов разорвали Европу, согласовывать ежегодные переносы праздника революционерам стало технически сложно. Международный женский день навсегда закрепился за 8 марта. Почему именно за этим днем?

Некоторые аналитики утверждают, что основатели женского праздника, в большинстве своем революционные евреи, приурочили его к Пуриму — одному из главных иудейских праздников, посвященном памяти царевны Эсфирь. Благодаря близости к персидскому царю Артаксерксу она спасла древнееврейский народ от нависшей над ним угрозы геноцида.

Вот что пишет известный церковный публицист дьякон Андрей Кураев: «Много веков назад Эсфирь спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа — праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне. (У иудеев сохраняется лунный календарь, поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи.)

Поначалу так же скользил по календарю и Международный женский день. Прямо с Пуримом он не совпадал — это было бы слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И переносить каждый год его все же было неудобно. Так что логичным было бы зафиксировать празднование ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Кстати, решение о том, что такой праздник вообще должен праздноваться, принято Коминтерном в 1910 году, а самая свежая память о Пуриме — память о предыдущем: Пурим длится два дня и в 1909 году на 8 марта приходился как раз Шушан-Пурим (окончание Пурима; Пурим вообще празднуется с 11 по 15 адара, а в селах празднование может начинаться и раньше). Затем дата Женского дня менялась. А в 1914 году определилась окончательно: 8 марта. А тут где Пурим? Да рядышком: это был воскресный день, ближайший перед Пуримом 1909 года".

Если верить Кураеву, то напрашивается вывод: поздравляя женщин с праздником 8 марта, мы невольно восхваляем ветхозаветную царевну Эсфирь и делаем это по распоряжению Клары Цеткин. Хорошо ли это? На мой взгляд, это, как минимум, не логично.

Православные аналитики высказывают идею перенесения женского праздника на один из дней Недели святых Жен-Мироносиц (третья неделя по Пасхе). В эту неделю Церковь прославляет Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и других учениц Христа, которые после погребения Учителя первыми, с риском для жизни, пришли ко Гробу Господнему, чтобы по иудейскому обычаю помазать Его тело благовонным миром. Приступив ко Гробу, Мироносицы были шокированы, не обнаружив в нем Учителя, но через мгновение услышали от ангелов весть о Воскресении Христовом (Марк 16, 1−8). Жены-Мироносицы первыми увидели воскресшего Христа, первыми поведали об этом апостолам. Неделя Жен-Мироносиц считается церковным «Женским днем», в лице учениц Господа превозносятся высшие добродетели женской души.

Другие предлагают приурочить женский праздник к Рождеству Богородицы, отмечаемому 21 сентября.

Но в России и на постсоветском пространстве живут не только православные, а радостное ощущение праздника 8 марта настолько укоренилась в массовом сознании всех поколений и всех народов России, что даже весна стала бы без него менее «весенней». Так возможен ли компромисс?

Думаю, да. Ведь символы не обладают сверхъестественными способностями. Они не имеют волшебной силы, способной влиять на мир, не спрашивая его об этом, а лишь подчиняясь замыслам своих создателей. Утверждать противоположное — значит спорить одновременно и с материалистической наукой, и с учением Церкви, которая считает «талисманы», «обереги» и прочую чернуху язычеством, награждающим магическими свойствами лесные пни, болота, погодные явления и времена года. Для христианина Крест символизирует Христову жертву, победу над смертью, орудие защиты от «духов злобы поднебесной». Для нехристианина это всего лишь две перекрещенные палки.

То же самое можно сказать и про символы инфернальные. Совпадение трех шестерок в номере паспорта — никакая не «черная метка». Это неприятное совпадение, но не более. Ваш корреспондент лично видел в Москве автобус с номером маршрута — подумать страшно — 666, стены салона которого украшали портреты советских солдат, погибших в Афганистане, и описание их подвигов. И что же, считать, что чья-то злая воля отправила души павших воинов в ад?

Пятиконечная звезда является предметом немалого количества гипотез и спекуляций. Одна из гипотез гласит, что древние евреи, чьим национально-религиозным символом и в ветхозаветные времена была шестиконечная звезда, клеймили пятиконечной звездой своих рабов. Клеймо ставили на лбу. Согласно глубокомысленной конспирологической версии, пятиконечные звезды, водруженные после революции на кремлевских башнях и не только, символизируют порабощение России. А также Америки и всех тех стран и организаций, символика которых включает в себя пятиконечную звезду (видимо, и коньяк тоже).

Наконец, вечный огонь, никогда до революции 1917 года не символизировавший в России благодарную память о погибших на войне. Здесь намек настолько прозрачный, что мороз по коже. Христос сказал грешникам: идите от Меня в огонь вечный, уготованный дьяволу. Почти дословно — в вечный огонь… К тому же в церкви огонь всегда находится над землей — свечи, лампады. А здесь он вырывается из подземелья, да еще через центр пятиконечной звезды…

Готов допустить, что среди создателей ранних советских символов были и мистики, и чернокнижники, и прочие алхимики, которыми кишела революционная среда. Но столетие спустя их психиатрические мотивы лично меня мало трогают. Я убежден: когда люди возлагают цветы к вечному огню, они благодарят не «князя мира сего», а погибших воинов, какой бы смысл ни вкладывал в спорный символ его дизайнер. В молодости я два года носил головной убор с пятиконечной звездой на лбу, при этом служил не царевне Эсфирь, а Советскому Союзу.

Уверен, что и к 8 марта нужно относиться так же. Светские праздники наполняются смыслом не столько по воле их основателей, сколько по субъективному восприятию тех, кто их празднует.

В нынешнем году 8 марта приходится на воскресенье, завершающее вторую неделю Великого Поста, периода воздержания, смирения страстей и порывов. Единственным порывом, который я в этот день собираюсь себе позволить, станет всепоглощающее женолюбие — праздник обязывает. Но праздновать я буду не Пурим и не день солидарности революционных валькирий Европы, а день прекрасных женщин, имеющих мало общего с царевной Эсфирь или с Кларой Цеткин. С праздником вас, родные!

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня