Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
6 апреля 2015 21:06

Воинствующее невежество

Почему культуру и веру нужно защищать от агрессивного либерализма

3000

По своей природе человек устроен так, что всегда, сознательно или бессознательно, он стремится к познанию мира, находящегося за границами материального бытия. В наше время даже материализм относителен. Материалист не может потрогать руками волны, пронизывающие воздушные пространства больших и малых городов, увидеть глазами гаджеты или драйверы. Блез Паскаль о верующих и неверующих (впрочем, отсутствие веры у неверующих относительно, они переключают её на видимые объекты) говорил так: «Если после смерти оказывается, что Бога не существует и вера была напрасной, этот человек ничего не потерял… Если Бог, небеса и ад всё же существуют, то этот человек попадает на небеса, а его друзья-скептики попадают в ад, теряя при этом абсолютно всё». Но если для получения интеллектуальных знаний необходимо, как минимум, много читать и анализировать, то почему-то считается, что религиозные знания должны формироваться исходя из собственных представлений о духовном мире. Это такой же либерализм, только либерализм не культурный или общественно-политический, а религиозный.

Мы уже не говорим только об интеллигенции как носителе, она лишь создатель либерализма, носителями же его могут быть люди любых социальных слоев, поскольку либерализм — это мировоззрение. При этом либерализм претерпевал многие изменения за два с половиной века и из «вольнодумства» конца XVIII в. трансформировался в современный неолиберализм. Сознательные или бессознательные приверженцы этого мировоззрения должны бы быть сейчас консерваторами, а вовсе не агрессивными разрушителями сформировавшихся этнических культур и мировых религий. Либерализм перестал быть социально-политическим учением, философским течением, общественным движением и даже идеологией. Ведь идеология — это совокупность системно-упорядоченных взглядов на окружающий мир, а современный либерализм в России есть хаотическое движение, которое, как раковая опухоль, является бунтом клеток против естественной структуры.

Современный либерал говорит, что права и свободы каждого человека являются высшей ценностью и каждый человек имеет свободу творческого самовыражения; значит, он имеет и свободу духовного самовыражения. Вот тут-то и начинаются сложности. На самом деле либерализм в своем законопослушном варианте не предполагает вмешиваться в догматику сложившейся религии, он лишь поддерживает свободный, ненасильственный выбор веры; он вовсе не предполагает переформатирование давно сформировавшейся религии под либеральные взгляды, тем более, если взглядов как таковых нет. Как говорится, нахватался где-то чего-то — и вот уже заявляю о своих правах: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть…».

Если экономика и политика создают границы физического бытия (макрорегиональные отношения, глобальные рынки, наконец, просто государства и межгосударственные отношения), то сформировавшаяся религиозная система точно так же имеет свои границы и законы, выраженные в догматическом богословии. Если законы государства, пусть даже самые абсурдные и негуманные, охраняются, тем самым предотвращая хаос, то разрушение культуры или религии — гораздо более легкий процесс. Либеральное сознание вообще отвергает единую систему духовных ценностей. Оно нацеливает общество на атомизацию духовных взглядов — по принципу «у каждого свои». Но раз уж создать собственные ценности носители «общечеловеческой» либеральной идеологии не в состоянии, поскольку формирование религии — процесс не одного поколения, то они, в краткосрочной перспективе, способны лишь паразитировать на других религиях.

Христианство потратило семь веков на создание догматической системы. Однако с появлением Лютера его последователи «отсекли» Предание от Писания и объявили о достаточности Истины в Писании. Сейчас мы имеем уже несколько поколений людей, называющих себя христианами, которые отказались от Предания и догматической системы в пользу трактовки Священного Писания по-своему, «от ветра головы своея». Такая трактовка (когда человек может один и тот же отрывок из Нового Завета интерпретировать в разное время исключительно по настроению, а два человека в одно и то же время могут совершенно по-разному понимать один и тот же отрывок) вполне вписывается в современное либеральное понимание культуры и духовности. Всё это происходит без учета времени написания, смысла всего текста, из которого «выдернута» фраза, и зачастую один отрывок противопоставляется по смыслу всему тексту.

Искусство развивается по иным законам, чаще всего процесс создания происходит во время творческого вдохновения. Свобода в развитии культурных направлений не только возможна, но даже приветствуется. Правда, художник, давший миру новое направление, вполне может умереть в полной нищете и быть признан только через годы после своей смерти, а пианист, не имеющий соответствующего образования, вряд ли будет признан даже в собственной семье, не говоря уже о том, чтобы собрать зал. Образование всё равно необходимо. Но культрегеры не замечают разницы между профессионалом и любителем в искусстве, разницы между культурой и религией — тоже, пользуясь тем, что современные люди, в большинстве своем, читать не любят. Сублимационный вариант принимается «по упрощёнке». Явную гадость подают в красивой обертке, скучное толкование священного текста заменяется веселой и пошлой картинкой или скульптурой-пародией.

При отрицании необходимости знаний (даже у людей, считающих себя христианами и знающих тексты Священного Писания) формируется языческое восприятие мира, поклонение «твари вместо Творца». Придание мистических свойств всему, что является простым проявлением бытовой жизни, или обожествление природных явлений. С таким мировоззрением законы духовной жизни или не понимаются, или вовсе отрицаются: «Это иррационально! Нельзя проверить опытным путем! Дух дышит, где хочет!» — и т. д. Происходит упрощение духовной жизни, следствием чего являются заблуждения, когда делается попытка подчинить духовные законы материальным благам: «Если ты такой умный — покажи свои деньги. Если у тебя всё есть, значит, Бог тебя любит». Явное обмирщение духовной жизни легко вписывается в языческое сознание таких христиан через призму материалистического взгляда на жизнь. Любая подлость и несправедливость может быть оправдана со священной книгой в руках.

Уничтожают уникальные памятники культуры? — «Не сотвори себе кумира» и/или: «Бог не нуждается в творении рук человеческих». Кощунство и глумление над тем, что свято для других? — «Я — свободный художник, а вы — мракобесы» и/или: «Как вижу — так и творю». Бог тебя любит? — «Меня — да, а тебя — нет, ведь ты же беден…».

Да, к сожалению, культуру и веру нужно защищать. То, без чего не может жить человечество, уничтожают не только природные стихии и время. Атеизм с его примитивным пониманием мира становится опасным, когда объявляет себя воинствующим. Язычник или либерал, называющий себя христианином, даже со Священным Писанием в руках, может быть не менее опасен, если вдруг решит, что, даже с трудом умея читать, может «вырвать» из текста любую фразу и вдруг начать трактовать её так, как он понимает ее в данный момент, противопоставляя её смыслу всего текста.

В каком-то смысле Лютер сделал очень опасный шаг, последствия которого не мог предусмотреть. И сейчас мы наблюдаем интереснейшую метаморфозу: миллионы людей, как в матрице, говорят каждый своё, глядя в в одно и то же время в одну и ту же книгу. Прикрываясь своим невежеством, они отвергают логику толкования Священного Писания, и в этом они абсолютно солидарны с либералами, скатывающимися в анархизм, с отрицанием не только законов, но и системности. И сегодня с большим удивлением остается только наблюдать, как эти два направления, абсолютно, казалось бы, не связанные между собой идейно и духовно, вдруг приходят на наших глазах к одному знаменателю. И христиане, толкующие священные тексты каждый в меру своей фантазии, и либералы, выступающие против традиции, — они делают одно дело, хотя обнаружить это можно только при внимательном рассмотрении.

Фото: Макс Ветров/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня