Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
3 апреля 2015 11:54

Слепое пятно

Джен Псаки уходит, но дело ее живет

5524

На самом деле, в рыженькой девушке со смешной греческой фамилией не было ничего забавного. На своем посту в информационной войне она работала по целям ничуть не хуже «Томагавка». Это мы по старинке продолжаем полагать, что война — это танковые клинья, ковровые бомбардировки и сплошной напалм. А Джен Псаки в бусиках и платьицах — это как бы из другой оперы. Над ней можно похихикать и передохнуть от ужасов войны.

В действительности, современная война — это меланж из обстрелов и твитов, автоматных очередей и постов в фейсбуке, ракетных залпов и пресс-конференций официального представителя Госдепа. Тут все имеет значение. В том числе, и идиотские ошибки, оговорки, незнание матчасти, а также бусики и туфельки.

Как это делается? Берется девушка — молодая, красивая, забавная, умом не блещущая. «А давайте поставим ее на пост официального представителя Госдепа США!», — решают умные люди. То есть на высокую должность, которую в не столь продвинутых странах занимают пожилые дяденьки с двумя высшими образованиями в генеральских погонах и почтенных сединах. Ну, что ж, уже смешно. Псаки что-нибудь ляпает, а опровергать ее выдвигается убеленный сединами представитель нашего МИДа, к примеру. Он аргументирует, опровергает, разоблачает и сдержанно иронизирует. А Псаки хихикает и продолжает гнать свою пургу. Ну, и вот вам наглядная разница между странами — сразу ясно, кто здесь гегемон и может себе позволить, а кто — «региональная держава» и должен вечно оправдываться.

На своем посту Псаки веселит весь честной мир. Тут и избирательные карусели с лошадками, и шестой флот у морских берегов Белоруссии. Идеальным напарником барышни выступает журналист Assoshiated Press Мэтт Ли. Он задает вопросы, она говорит глупости, белый и рыжий клоун снова с вами. Журналисты хохочут, все довольны.

И впрямь это же невероятно прикольно — следить, как хорошенькая Джен путается во всех этих непроизносимых Debaltsevo, Slavyansk, Kolomoiskii, Yatsenyuk. Мы-то, русские, здесь нервно вздрагиваем. Потому что для нас это реальная кровь и трупы соотечественников. Но для остальных-то журналистов, не замешанных в споре славян между собою, это просто очаровательная развлекуха.

Вот, сидит, к примеру, немецкий или там бразильский газетчик, пялится с удовольствием на рыженькую Джен. Она чего-то такое там щебечет, в деталях путается, на вопросы ответить не умеет. Ну и что? Зато клевенькая такая. Платьице там, бусики. И мало-помалу все эти Debaltsevo начинают казаться действительно какой-то экзотической, смешной и никому не нужной ерундой. Ну, как, например, названия «тутси» и «хуту» могут показаться забавными тем, кто ничего не знает о геноциде в Руанде. И кровавый конфликт на Украине начинает выглядеть в глазах журналистов прикольной фигней, по поводу которой нормальному человеку и париться не стоит.

И все эти «ашипки и ачепятки» — это отнюдь не просто глупость «тупых американцев». Нет, это еще одна демонстрация силы и довольно удачный ход в информационной войне. Вы, мол, здесь никто и звать вас никак, — таков нехитрый месседж этих ошибок. И Джен Псаки со своим невысоким IQ тут совершенно не причем. Она просто продолжает добрую старую традицию позиционирования России как сугубо непонятного Мордора — слепого пятна западной культуры.

Любой из вас, наверное, сталкивался с этим в своей читательской жизни: листаешь какой-нибудь крутой американский детектив и просто наслаждаешься тем, как отчетливо, добросовестно, в деталях выписано устройство пистолета-пулемета производства, допустим, хеклер-унд-кох. Как четко знает автор структуру и взаимодействие отделов ЦРУ. Как сочно и точно описывает погоню в нью-йоркской подземке или процесс подкупа портье в нью-йоркском отеле. Всему веришь, все прямо так и видишь перед собой.

Но стоит тому же автору начать описывать события, происходящие, по сюжету, в советской армии, начинается просто адский трэш и угар. Появляются какие-то непонятные женщины-замполиты в Афганистане, шинели 1980-х, пробитые пулями «еще в Сталинграде», ну и, натурально, секс на этих шинелях снайпера и его жены-замполита в обстановке боевых действий. И автор спокойно все это пишет. И редакторы, корректоры, консультанты крупнейшего издательского дома, выпускающие его книгу, спокойно это все пропускают. Хотя, ошибись он с хеклер-унд-кохом, уж, наверняка поправили бы.

В голливудском — да и шире, в западном — кино Россия и русские — это давно уже территория вечнозеленой клюквы. Но у киношников есть оправдания. Во-первых, они снимают в основном «фэнтези», где реализма ждать как-то глупо. Во-вторых, им активно помогают киношники отечественные, из года в год отгружающие на зарубежные фестивали образ России как заснеженной, нищей и умирающей страны и образ русского как заросшего, вечно пьяного убийцы.

Любые наши попытки тут оправдаться заведомо слабы и служат только доказательством нашего общего безобразия. «Слепое пятно», да еще и выступает! Печальный парадокс в том, что, указывая на ошибки, мы только раскручиваем все эти русофобские вымыслы. Сочиняя видеоприколы и рисуя фотожабы на Джен Псаки, мы только повышаем ее рейтинг цитируемости. Эта безобидная, казалось бы, глупость американской пропаганды делает и нас ее подельниками. Маховик информационной войны, приведенный в движение умными людьми, дальше уже раскручиваем мы сами — какие бы мы там ни были патриоты.

Так что, кроме фамилии, в Джен Псаки ничего смешного нету. Это живое воплощение идеи «The medium is the message». И месседж этот для нас, русских, чрезвычайно внятен и неприятен. Наши мертвые — это хиханьки-хаханьки, бусики, платьица, фотожабы и видеоприколы. Удачный ход в информационной войне, на который, на самом деле, у нас нет пока ответа.

Иллюстрация: шаржи и карикатуры. Официальный представитель Государственного департамента США Джен Псаки возле перевернутой карты мира/ Горшков Андрей/ Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня