
Не успел «Центральный детский магазин на Лубянке» открыться, как оказался втянутым в громкий скандал. Силовики нашли в одном из его отделов… игрушки с нацистской символикой. И не просто нашли, а ещё и возбудили уголовное дело. Правда, ещё не ясно, кто должен понести наказание — продавец отдела, директор торгового центра или производитель данных игрушек. Никому в России с подобным абсурдом ещё не приходилось сталкиваться.
Создание игрушек с символикой Третьего рейха — по большому счёту вопрос этический, а не юридический. В детстве у многих из нас были солдатики, представляющие воинов различных эпох и государств. Из серии «собери и раскрась своими руками». Немцев времён Второй мировой у меня, например, не было. Но японские солдаты были точно. А насколько мы все великолепно знаем, Япония была союзником Гитлера и воевала с Советским Союзом. Думаю, что-то подобное было у многих из нас. Играть в войну — это в природе каждого мальчишки. Но фанатами императора Хирохито или немецкого фюрера мы так и не стали. Так что, обвиняя кого-нибудь в продаже фигурок солдат воевавшей с Россией армии, мы ступаем на зыбкую почву. Коллекционирование солдатиков — это одно из любимых занятий подрастающих мальчиков, и уголовно запрещать его — это что-то из разряда неудачной и весьма вредной шутки.
Но если имела место продажа вовсе не фигурок солдат, а, как предполагают некоторые, бюстов деятелей Третьего рейха, в чём я сильно сомневаюсь, то данное действие общество обязано осудить. Я уверен, что так оно и произойдёт, если мы узнаем всю эту историю целиком и полностью, а инцидент получит информационный резонанс. И уголовное дело совершенно не понадобится. Но на данном этапе версия с солдатиками получила среди граждан такое распространение, что невольно задумываешься об очередном, похожем на историю со Светланой Давыдовой, ляпсусе со стороны правоохранителей.
Меня в этой истории больше возмущает другая сторона. Цинизм облечённых властью. Которые сначала ради пиара позволяют себе патриотические возгласы на телевидении, но когда на те же каналы приходят работать люди, которым ненавистна Россия, как например, ведущему передачи «Кофе с молоком» на НТВ Даниилу Грачёву, они молчат. Эти же люди демонстративно носят георгиевские ленты, но когда заходит речь о запрете иметь недвижимость за рубежом, они начинают вещать о перегибах. И когда обнаруживается, что кто-то в верхах предотвращал взятие ополченцами Мариуполя, занятого карательным батальном «Азов», обилие свастики в символике которого поражает многих даже в Украине, они отворачиваются, как будто происходящее не имеет к ним никакого отношения. Несмотря на произошедшее после воссоединения с Крымом сближение власти и народа, среди скопом зачисляемых в элиту слишком много тех, для кого двойные стандарты и личный карьеризм являются главными жизненными кредо.
Страдают же от этого простые люди. Все равны, но некоторые — равнее. В России эту крылатую фразу можно переформулировать так: все в России обязаны быть патриотами, но кому-то патриотом быть необязательно. Заключение под стражу мастера, расписывавшего красками злополучных немецких офицеров или продавца, которому пришлось сбывать эти фигурки, покажется мне диким и вопиюще несправедливым явлением, но, тем не менее, правдоподобным. Потому что я имел опыт общения с людьми, которые получали по несколько месяцев срока за украденные шампуни и конфеты, в то время как статусные коррупционеры зачастую избегают наказания. Такова российская реальность.
Мне российскому государству на самом деле остаётся пожелать только одного — чтобы принимавшие решения чиновники делали это не импульсивно, а согласно принципу «семь раз отмерь — один раз отрежь». Чтобы не было бесконечно стыдно за российскую полицию и российские суды, в последнее время совсем позабывших хорошее русское слово «доверие».
Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС