Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
10 мая 2015 14:15

Матрица русского менталитета

Светлана Кайдаш-Лакшина: интеллигенты — «консулы» или «служат злу, так как разрушают»?

2535

Кто сказал — «народ безмолвствует»?

Мы привыкли считать эти слова пушкинскими из его трагедии «Борис Годунов». Между тем это выражение принадлежит историку Николаю Михайловичу Карамзину в его повести «Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Он изобразил схватку двух сильных характеров - московского великого князя Ивана III и Марфы Посадницы Великого Новгорода, который избежал участи княжеств Древней Руси и не был покорен татаро-монголами. Однако Иван III в последний раз успешно осадил город-крепость в декабре 1477 года и взял его.

Воевода Шуйский-Гребенка, который находился на службе у вольных новгородцев, сложил с себя чин воеводы и перешел на службу к Ивану III. Новгородское Вече, в течение многих веков управлявшее всей новгородской жизнью, избиравшее и смещавшее князей, посадников и тысяцких (воевод), прекратило свое существование.

Вечевой колокол был снят и увезен в Москву. Где-то по дороге около Валдая он упал, раскололся и разбежался по Руси колокольчиками — «дар Валдая». Таково было народное предание.

Историк же Карамзин писал: «Так Новгород покорился Иоанну, более шести веков слыв в России и Европе державою народною, или Республикою, и действительно имев образ демократии». Карамзин высоко оценивает новгородскую демократию и сравнивает ее с Афинами и Спартою Древней Греции. Торговые люди Новгорода покорили непроходимые северные леса, открыли пути в Сибирь, были посредниками в торговле между Европою и Русью. Теперь все богатства отходили московскому князю.

Вскоре из города была вывезена вместе с внуком знаменитая Марфа Борецкая, вдова посадника, которая была душой и центром сопротивления, отстаивала независимость Новгорода. Следы ее таинственно потерялись навсегда. Бояре, по мнению историка, «не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, но стояли за свои отчины».

Однако в повести писатель Карамзин нарушил историческую правду и изобразил казнь Марфы на глазах предавшего ее народа. Борецкая «в златой одежде и в белом покрывале» входит на эшафот, срывает с головы покрывало и громко возглашает: «Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новогородскою!» (Тут, возможно, перед глазами автора стояли события Великой Французской революции, во время которой Карамзин был в Париже).

Казнь совершается, труп покрывают черной тканью. Карамзин пишет: перед казнью «народ и воины соблюдали МЕРТВОЕ БЕЗМОЛВИЕ «. После казни и чтения послания Иоанна «НАРОД ЕЩЕ БЕЗМОЛВСТВОВАЛ». Вот эти слова Карамзина и процитировал позднее Пушкин в своей драме «Борис Годунов» («НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ»). Труп Марфы будто похоронили на берегу озера Ильмень.

На Карамзина полетели доносы за его «республиканский дух» в повести. «Республиканкою» была объявлена и Марфа Борецкая. Почему «безмолвствовал народ»? Видимо, потому, что он никак не мог повлиять на происходящее, он не предвидел последствий и застыл в страхе и ужасе.

Однако выражение это имеет еще более древнее происхождение. Мы все забыли выражение Цицерона: CUM TACENT, CLAMANT! (Когда молчат, кричат! Молчание подобно крику! — лат.) Бояре, воеводы, посадники, великий князь — и CLAMANT! CLAMANT! — «кричащий безмолвствующий народ», когда он не в силах переменить свою судьбу. У Пушкина сначала «Народ в ужасе молчит» — потом «Народ безмолвствует».

«Консулы» интеллигенции

Историк Василий Осипович Ключевский (1841−1911) больше размышлял об интеллигенции, чем о «безмолвствующем народе». Ему принадлежат ее уничижительные характеристики: «Культурные нищие, одевающиеся в обноски и обрывки чужой мысли; растерявшись в своих мелких ежедневных делишках, они побираются слухами, сплетнями, анекдотами, словцами, чтобы сохранить физиономию интеллигентов, стоящих в курсе высших интересов своего времени».

Ключевский считает, что «интеллигенция не создает жизни и даже не направляет ее. Она не может ни толкнуть общество на известный путь, ни своротить его с пути, по которому оно пошло. Но она наблюдает и изучает жизнь». Можно считать эти утверждения спорными. Но далее Ключевский делает для историка неожиданное заключение. Он продолжает: «Из этого наблюдения и изучения, веденного по местам многие века, сложилось известное знание жизни, ее сил и средств, законов и целей. Это знание, добытое соединенными усилиями и опытами разных народов, есть общее достояние человечества. ОНО ХРАНИТСЯ В ЛИТЕРАТУРЕ, переходит в сознание лиц и народов помощью образования. Каждый отдельный народ стоит ниже этого научного запаса; не было и нет народа, участвовавшего в общей жизни человечества, который всей своей массой знал бы все, до чего додумалось человечество. Посредницей в этом деле между человечеством и отдельными народами должна быть его ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Она не дает направления своему народу и даже очень редко правит им в данном не ей направлении…

Чтобы справиться с этой задачей, интеллигенция должна понимать положение своего народа в каждую данную минуту, а для этого понимания необходимы два условия: знать точно дела своего народа и знать научный запас человеческого ума.

Чтобы понимать, что делается с НАРОДОМ, что откуда пошло у него, как идет и к чему придет, нужно знать, как и чем живет ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, знать пружины, средства и цели его жизни.

Интеллигент - диагност и даже не лекарь народа. Народ сам залижет и вылечит свою рану, если ее почует, только он не умеет вовремя замечать ее. Вовремя заметить и указать ее — дело интеллигенции, а чтобы заметить неправильность отправлений в жизни известного народа, необходимо знать физиологию всего человечества. Ее дело: CAVEANT, CONSULES (Пусть будут бдительны консулы! — лат.)" (В. О. Ключевский. Афоризмы и мысли об истории. Пенза.1992. С. 131. Выделенный шрифт сделан мною).

Итак, выдающийся историк считает, что все «достижения человечества» хранятся не в истории, не в науке, не в философии, а именно в литературе и что дело интеллигенции — «быть консулами», стоять на страже интересов своего народа, соотнося их с «достижениями всего человечества». Однако этого не делала по-настоящему и дореволюционная интеллигенция, при всех своих «хождениях в народ», сохраняя к нему высокомерное отношение, как учителя к малограмотному ученику. О современности и говорить нечего. Наши «консулы» заняты совсем иным.

О задаче изменить русский менталитет

С первых лет перестройки в газетах и журналах стали появляться статьи, авторы которых всерьез обсуждали насущную задачу — изменить русский менталитет, который всегда вредил и был причиной многих бед русской истории. Развернулись дискуссии. Многие политологи были убеждены, что менталитет можно и нужно легко сменить — как ботинки: носил-носил и купил себе другие или взял у друга, который посоветовал новый фасон и модель, заграничные.

В 1992 году Владимир Яковлевич Лакшин в своей статье «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» писал: «Уже много было выступлений в печати против традиций классики, которая якобы несла тлетворную идею русской интеллигенции, идею критики и разрушения, и положила начало всем революциям. А я всегда говорил и повторю с охотой, что если бы Сталину в свое время пришла в голову простая мысль запретить преподавание в школе русской литературы, и дети бы у нас не «проходили» — пусть примитивно, обуженно — Толстого, Пушкина, Чехова, — выросли бы поколения, совершенно не защищенные перед злом мира, тоталитарного мышления, идеологии лагерей. Благодаря литературе сохранилась нравственная идея, норма, понятие о здоровой душе.

А что теперь? Я каждую неделю читаю в «Книжном обозрении» списки выходящей литературы. Классика в них практически отсутствует… Конечно, все хотят выжить в век коммерции, но общество-то в целом должно думать о том, какой духовный запас получат новые поколения". Лакшин по существу объявлял, что без русской литературы не было бы победы в Великой Отечественной войне. Победило поколение, которое ее изучало и знало.

Лакшина читали внимательно, его прочли — и поверили в серьезность сказанного. Вскоре пошла тотальная чистка школы от русской литературы, русского языка. Литературу объявили для «верности» — «словесностью»: шутка ли — она спасает «от зла мира»! Безграмотность же за эти годы выросла так мощно, что впору объявлять, как в 1920-е годы «борьбу за ликвидацию безграмотности»!

Лакшин уже тогда бил тревогу, что вместе с сокращением уроков литературы растет одичание подростков: они перестают походить на «просто полноценного человека». «Наша жизнь напоминает сообщающиеся сосуды, — пишет Владимир Яковлевич, — где все взаимосвязано — духовность, экономика, образование, политика… Потому что культура труда, культура производства и культура в высшем ее цветении — в таком, как искусство, интеллект, - всё это имеет одни корни. («Не ускакали бы кони…».1991)

Едва ли не первым в печати Лакшин заговорил о том, что после 1991 года наше общество лишилось «рефлекса цели» (так называлась статья физиолога Ивана Петровича Павлова, которую Владимир Яковлевич очень ценил, — «если у животного пропадает рефлекс цели, то оно начинает метаться и совершенно теряется»):

«Вот сейчас я не вижу в нашем обществе осознанной цели, кроме совсем уж бедных иллюзий типа того, что с социализмом ошиблись — кинемся очертя голову в капитализм. Какой? Американский? Японский? Я уж не говорю о национальных традициях страны, в которой были Пушкин, Толстой, Мусоргский, Чайковский, Чехов… Уже по этой причине новые общенародные цели не могут быть простой копией того, что существует в западном мире» («Делай, что должно…».1992).

Лакшин прозорливо видел в культуре государствообразующий столп, предвидя то, что произошло с нами сейчас: обрушение культуры грозит государству.

В конце 1990-х годов я преподавала древнерусскую литературу в вузе. На конференцию преподавателей русской литературы были приглашены известный педагог и известный литературный и общественный деятель. Педагог рассказал, что он проехал с группой сотрудников от Москвы до Владивостока и в школах, которые они посетили, несмотря на низкие зарплаты учителей и часто холод в классах, всюду детей прекрасно обучали русской литературе.

И тут вскочил с места в президиуме покрывшийся красными пятнами деятель. Он закричал: «Господа! Вы не понимаете, что говорите! НАМ не нужно, чтобы в школе хорошо преподавали русскую литературу! РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОСПРОИЗВОДИТ МАТРИЦУ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА, А МЫ ДОЛЖНЫ ЕЕ СМЕНИТЬ!» Все онемели…

После этого случая я никогда уже не удивлялась всем издевательствам, которым подвергалась наша классика, в статьях ли, книгах, в театрах. «А! — говорила я себе, — ведь это меняют нам русский менталитет!» Особенно доставалось и достается Чехову. Видимо, он ближе всех подошел к «ядру» или этой самой пресловутой «матрице» Русского Менталитета.

Так что нынешняя программа школьного обучения, которая вызывает у всех стойкое и единодушное осуждение, но почему-то не может быть изменена, находится всего лишь в рамках этой программы. Русская литература сейчас выведена в школах из числа основных предметов. «Консулы» трудятся и уверены, что никто ничего не понимает в их действиях. Но ведь есть же и настоящие CAVEANT, CONSULES! CUM TACENT, CLAMANT!

Чехов об интеллигенции

Чехову за последние десятилетия пришлось многое пережить. Иногда волосы встают дыбом от «художественных прочтений» его некоторых пьес. Всё у всех на виду, так что не стоит углубляться в подробности этих «открытий».

Существует стойкое убеждение в том, что Чехов почти равнодушен к миру, апатичный человек. Однако это не более, чем мифотворчество, — достаточно почитать его письма.

В письме от 27 декабря 1889 года А. С. Суворину (кстати сказать, оно почти одновременно записи В. О. Ключевского) Чехов по-настоящему страстен: «Современные лучшие писатели, которых я люблю, служат злу, так как разрушают. Одни из них, как Толстой, говорят: „не употребляй женщин, потому что у них бели; жена противна, потому что у нее пахнет изо рта; жизнь — это сплошное лицемерие и обман, так как человек по утрам ставит себе клистир, а перед смертью с трудом сидит на судне, причем видит свои исхудалые ляжки“. Другие же, еще не импотенты, не пресыщенные телом, но уж пресыщенные духом, изощряют свою фантазию до зеленых чёртиков и изобретают… „психологические опыты“… „Опыты“ (речь идет о романе французского писателя Бурже „Ученик“. — С.К.-Л.), которые убивают сразу сто зайцев: компрометируют в глазах толпы науку, которая, подобно жене Цезаря, не должна быть подозреваема, и третируют с высоты писательского величия совесть, свободу, честь, нравственность, вселяя в толпу уверенность, что всё это, что сдерживает в ней зверя и отличает её от собаки и что добыто путем вековой борьбы с природою, легко может быть дискредитировано „опытами“, если не теперь, то в будущем… Неужели они заставляют „обновляться“? Нет, они заставляют Францию вырождаться, а в России они помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интеллигентами».

«Сдерживать зверя» в человеке, «помогать дьяволу размножать слизняков и мокриц», и это говорит 29-летний молодой писатель. Да, о равнодушии и апатии тут речь не идет.

Далее идет полное обличение русской интеллигенции: «Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенции, которая никак не может придумать для себя образца для кредитных бумажек, которая не патриотична, уныла, бесцветна… Которая брюзжит и охотно отрицает всё, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать».

Чехов будто заглянул к нам и точно рисует наши проблемы: «Где вырождение и апатия, там половое извращение, холодный разврат, выкидыши, ранняя старость, там падение искусств, равнодушие к науке, там несправедливость во всей своей форме».

Что есть истина? Что есть интеллигенция в наши дни? Для Чехова важны и дороги «совесть, свобода, любовь, честь, нравственность». У нас же будто забыли об этих словах и понятиях. Будем сохранять наш русский менталитет: ведь он создавался не веками, а тысячелетиями. Будем беречь нашу русскую культуру. CAVEANT, CONSULES!

Фото: Александр Уткин/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня