Я уже написала про грядущие выборы в США и про основных кандидатов — Буша и Клинтон… Да-да, снова Буш и снова Клинтон.
Кто-то будет смеяться. А вот если бы у нас такое произошло (Путин и Медведев, например) — уличные либералы бы полопались от визга. По поводу Америки они не визжат, кстати. Ну, это просто от любви к Америке, а вовсе не от реального понимания происходящего.
Я тоже не стану упрекать американцев за подобное постоянство. Поскольку не вижу в нем ничего дурного — ни для США, ни «в целом». На наших глазах формируется двухклановая система исполнительной власти. В дополнение к двухпартийной. «Республиканцы» и «Демократы» — это два ведущих политических бренда в США. Все прочие бренды не могут с ними конкурировать.
Каждый из этих брендов несет свой смысл. «Демократы» — это социализм европейского типа, запрет оружия, идеализм во внешней политике (как видим, оборачивающийся порою полной фигней). Это ограничения для бизнеса и либерализация нравов — гей-браки, разрешение наркотиков и прочие «забавные штучки».
Хиллари, известная, в частности, тем, что публично «простила» простака Билли за его «сигарные развлечения» в Овальном кабинете, вполне вписывается в эту «систему ценностей». Что же до ее «ястребиных» заявлений, то их искренность — как раз дань внешнеполитическому идеализму. Потому что идеализм не обязательно должен быть мирным.
Джеб Буш не так гладко вписывается в республиканский бренд. Все-таки основная целевая аудитория республиканцев — это «реднеки», простые ребята в ковбойских шляпах и сапогах, которые метко стреляют, недолюбливают негров, водят грузовики и живут в провинции. А еще — успешные бизнесмены (чаще — без образования), религиозные, прижимистые и жесткие.
Нынешний Буш-самый младший прекрасно образован, в совершенстве владеет испанским (на котором произносит половину своих речей, чтобы привлечь испаноязычный электорат) и, скорее, похож не на американского, но на британского консерватора. Тем не менее, он, конечно, республиканец до мозга костей. Он прагматичен и достаточно резок.
Но куда интереснее другое. Как я сказала в начале, к двухпартийной системе добавляется двухклановая. Это не шутка и не метафора. Скорее всего, кланы Клинтонов и Бушей теперь будут сменяться на американском «престоле». Можно и без кавычек. Реальный политический строй США можно назвать «двухдинастической монархией».
Да, власть президента ограничена Конгрессом и Конституцией. Но эта власть не является номинальной, как власть президента в Германии или как власть монарха в Великобритании. Именно фактический монархизм позволил Америке стать ведущей мировой державой. Теперь, с переходом к двухклановости, сформируются бренды «Буш» и «Клинтон». Не совсем совпадающие с партийными брендами.
И это позволит еще сильнее консолидировать американское общество вокруг федеральной власти — при том, что там общество и так уже весьма консолидировано. Я уверена, России надо воспользоваться этим позитивным опытом. Только не обязательно монарха называть по-американски — «президент». Это не наше. Есть, как я уже в свое время говорила, прекрасное слово «государь».
Именно Америка сегодня демонстрирует всему миру эффективность монархической модели управления. Осталось понять, что эффективнее: монархия, ограниченная парламентом и Конституцией, как в США, или полностью самодержавная модель, где представительские органы являются консультативными. Либо вовсе отсутствуют, уступив место экспертному совету. Если в США двухклановость не уравняется с двухпартийностью, а станет актуальнее, то есть, если США начнут склоняться именно к самодержавию (пускай двухдинастическому) — будет ясно, как это скажется на могуществе Америки. А мы посмотрим и намотаем на ус.