Война в Донбассе научила меня следующей, как мне кажется, простой истине: воевать надо за русских людей, а не за Русскую идею. Русские люди выше, чем Русская идея. Объясняю, что все это значит.
Если Русская идея говорит нам, что тот или иной город Донбасса, оккупированный Украиной, должен быть освобожден армиями ДНР и ЛНР, так как это город русский, то принцип того, что русские люди «превыше всего», велит не начинать наступление, если освобождаемый город будет разгромлен, а его жителей или ждет смерть, или исход. Пусть лучше русские люди будут под властью Украины, но живые. Пирровы победы мне такой ценой не нужны. Уверен, что они не нужны и Донбассу. В Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Минске или Риге легко требовать наступления, потому что освобождать с помощью минометов и «Градов» будут не Москву, Питер, Нижний Новгород и Ригу.
Вот такая вот у меня философия. Обычно с такой позицией спорят только русские патриотические интеллигенты, находящиеся за сотни километров от Донбасса. Мол, давай наступление и все тут.
Что я могу на это ответить? Только одно: ок, товарищи. Тогда будьте последовательны до конца: продавайте ваше жилье в Москве или в Питере, отказывайтесь от российского гражданства, переезжайте вместе со своими семьями — женами и малолетними детьми — в Мариуполь или в Авдеевку, покупайте там дома или квартиры и ждите, когда армия ДНР или ЛНР вас освободит. Побудете под многодневными обстрелами, посидите сутками в холодных и сырых подвалах. Пусть вас потрясет от страха за себя и своих детей. Пусть вам некуда будет деться от детских мольб: «Папочка-мамочка! Сделай так, чтобы все это прекратилось!!!». Пусть вам разнесет артиллерия эту вашу квартиру. Пусть у вас не будет работы, и вы не будете знать, чем накормить своих голодных детей. Пусть вы выпадете из цивилизации.
Вот когда все это с вами произойдет, и когда вам негде будет жить, когда вы станете беженцем без ясных перспектив, я готов буду обсуждать с вами новое наступление.
Но тогда мне можно задать справедливый и уместный вопрос: так если занимать такую позицию, то когда же будут освобождены Новороссия и Малороссия? Его можно и до второго пришествия не дождаться. Все верно.
Я в течение этого военного года всегда публично выступал за «крымский сценарий» для Новороссии, как единственно возможный: сначала приход «вежливых людей» в Большую Новороссию (от Одессы до Харькова и Луганска), а потом ее воссоединение с Российской Федерацией. Я до сих пор являюсь его приверженцем и таковым буду и через год.
Именно он, во-первых, позволит свести военные и гражданские потери к минимуму, потому что одно дело, когда украинская армия сражается с «ополченцами», и другое — когда ей придется иметь дело непосредственно с «вежливыми людьми», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Воевать с одной из лучших армий мира никто не будет. Война не продлится и неделю. Уже знание о том, с кем предстоит воевать, деморализует как власти Украины, так и саму украинскую армию. Никакого серьезного сопротивления не будет. Большая часть Новороссии будет сдана без боя. Никакой Запад Украине не поможет.
Во-вторых, если в Большую Новороссию войдут «вежливые люди», а не «ополченцы», то она останется зоной закона, а не станет территорией анархии и махновщины с «отжимами» и «подвалами».
Но это идеальный сценарий. Увы, я осознаю, что сейчас он невозможен. Россия не готова идти на радикальный разрыв с Западом. Видимо, нужно несколько лет, чтобы к нему подготовиться. Что же в таком случае делать? Ответ один: стиснув зубы — ждать.
Почему так? Да просто потому, что ополчение само не в состоянии освободить даже Донбасс без того, чтобы не были разрушены его города и промышленность, без того, чтобы люди не были убиты, покалечены или стали беженцами.
Украинцы хорошо укрепились. Они получили опыт. А у ополченцев нет нужного для наступления превосходства ни в численности, ни в технике.
Правда, единственное наступление, с которым я могу согласиться — это то, что отгонит украинцев от Донецка и Горловки. Да так, чтобы артиллерийские обстрелы этих новороссийских городов были бы уже невозможны. Наступление с другой целью лучше не начинать.
И еще. Сейчас ДНР и ЛНР нужно не наступление, а мир. Мир для продолжения государственного строительства и налаживания мало-мальски приемлемой гражданской и социальной жизни. Ее пока нет. Именно это должно стать приоритетом. Граждане ДНР и ЛНР должны получить нормальные, работающие органы власти. Нормальные СМИ. Школьники и студенты — нормальное образование. Люди должны получить перспективу, работу и продовольствие. Надо создать условия для ведения бизнеса и торговли с Российской Федерацией. Надо восстанавливать дороги и другую инфраструктуру. Свободные от Украины территории Донбасса должны возвратиться в цивилизацию, из которой они сегодня выпали.
Это время также необходимо и для укрепления обороны и для продолжения создания полноценной армии, как для ее увеличения и оснащения, так и для ее качественного обучения.
«Проект Новороссия» — это альтернатива «проекту Украина», поэтому оставшиеся на оккупированных территориях приверженцы Русской идеи должны не только знать, что означает жить без Украины. Они должны знать и чувствовать, что Новороссия — это лучше, чем Украина. А для этого все-таки нужен мир, а не война. Ну и «вежливые люди», конечно.