Я попытался, насколько это возможно в столь щекотливом вопросе, выяснить, кто именно из греков воюет в Донбассе на стороне ополчения.
СИРИЗА
Эта левая партия находится у власти более пяти месяцев у власти и в российских СМИ заявляют, что она — пророссийская. При этом замалчивается, что дважды — последний раз уже в июне — на заседании министров иностранных дел стран ЕС греческий представитель голосовал за усиление санкций против России в связи с ситуацией с Крымом и Донбассом. То есть, официально СИРИЗА в этом конфликте на стороне Киева. Хотя у очень многих членов этой рыхлой и разделённой на фракции партии, как я в этом убедился в личных беседах, есть и противоположное мнение.
Коммунистическая партия Греции
Её представители бывали в Донбассе, они участвовали 8 мая 2015 г. в Антифашистском форуме в Алчевске, организованным Мозговым незадолго до его гибели.
Большое здание ЦК, с охраной, пропускной системой. Однако пройти туда и поговорить для представителя прессы несложно. Элисеос Вагенас, член ЦК и заведующий международным отделом ЦК КПГ, знакомый мне по прошлому приезду и давший мне тогда интервью, заверил меня, что поддержка Донбасса со стороны партии имеет место, а вот в рядах ополчения греческие коммунисты не воюют: «возможно, что там сражаются члены фашистской партии Золотая Заря».
Анархисты
Я уже писал об афинских анархистах для «СП». Афинский район Экзархия состоит из ряда небольших улочек. В этом районе находятся многочисленные скваты (захваченные пустующие дома), самоуправляемые общины, а также легендарный анархический клуб «К-Вокс» (обычно говорят просто «Вокс»). По вечерам в маленьком треугольном скверике в центре Экзархии тусуются неформалы. Рядом Политехнический университет, он тоже оплот анархизма и его стены и внутренние помещения сплошь разрисованы многочисленными граффити и политическими плакатами. Чем-то знакомым и родным повеяло на меня от надписи на русском языке в его коридоре: «менты козлы».
Хотя в скверике можно почувствовать характерный дымок, идейные анархисты, как правило, наркотики не употребляют. Они обычно ведут здоровый образ жизни, посещают тренировочные залы, любят заниматься боевыми искусствами. Существует и вооружённое анархистское подполье, иногда имеют место экспроприации банков, теракты и политические убийства противников в духе наших собственных традициях столетней давности.
Франкоязычный анархист Василис, представившийся как «член коллектива социального центра К-Вокс» — анархисты не имеют ни пресс-атташе, ни единой политической линии — тоже знакомый мне ещё по прошлой поездке в Афины, выразил мнение сообщества анархистов о Донбассе:
— Мы вместе с русским народом, который хочет независимости Донбасса. В Киеве — фашисты, и мы воспринимаем эту войну как антифашистскую. Народ Донбасса не хочет быть под пятой фашистов, и мы заодно с борющимся народом. Несколько человек из наших рядов — они анархисты и коммунисты — уехали туда воевать, и сегодня они в рядах ополчения Донбасса. Причём коммунисты вовсе не обязательно являются членами официальной компартии. Они уехали самостоятельно, за ними не стоит никакая организация или партия. Мы видели их фотографии в Донбассе, и по имеющейся у нас информации, у них всё хорошо, убитых среди них нет. Официальная компартия, несмотря на декларируемую солидарность с Донбассом, не хочет непосредственно участвовать в войне в Донбассе и ввязываться в этот сложный, с их точки зрения, конфликт.
Золотая Заря
Получить там интервью было чрезвычайно сложно, его дают только в центральном офисе. Вначале мне, с некоторыми проблемами, открыли бронированную входную дверь, за которой находилось несколько охранников очень серьёзного вида. Внутрь здания посторонних, даже представителей прессы, не пускают. Вызвали вниз пресс-атташе — симпатичную девушку: «Запишите вопросы, на который вы хотите получить ответы — можно на французском языке, раз вы франкоязычный. Через пару дней мы перешлём вам по электронной почте официальные ответы. Возможно, они будут тоже на французском языке. Но мы всё же постараемся дать ответы на русском — в наших рядах есть выходцы из республик СССР». Я записал на бумаге два вопроса — об официальной линии партии по отношению к войне в Донбассе и о присутствии в рядах ополчения членов Золотой Зари.
Ответы, действительно, пришли, и на вполне приличном русском языке, они нуждались лишь в небольшой стилистической правке. Вот полный их текст:
— Золотая Заря рассматривает конфликт на Украине как гражданскую войну, которую разжигают США и европейские страны; её контролирует НАТО с целью ослабления мощи России в регионе. Известно, что Россия заинтересована иметь выход к Средиземному морю, но события на Украине этому препятствуют, так как Россия несёт расходы из-за войны, под предлогом которой Европейский Союз объявил санкции против неё. Хотя он не делает в подобных случаях то же против других государств. Украинский кризис это одновременно и европейский кризис. Насилие и политическая пропаганда разжигается сионистскими кругами, которых не останавливает даже деятельность неонацистов «Правого Сектора» *. Это доказывает, что эта война есть война интересов, во имя укрепления американского влияния на Европу.
Добровольцев в ополчении Донбасса от Золотой Зари нет. Конечно, многие греки, проживающие на Украине, участвуют в войне на стороне русских, но не один из них не имеет отношения к Золотой Заре. Более того, я хочу уточнить, что Золотая Заря не имеет ни малейшего отношения к «Правому Сектору» и другим подобным организациям, которые представляют себя как националисты, но финансируются от знакомых «банкиров» — финансистов, целью которых является уничтожение собственного народа.
Прихожане русской церкви в Афинах
Я снова встретился с настоятелем этого храма — священником Александром Носевичем, у которого в своё время уже брал интервью для «СП»:
— Судьбы России и Украины, включая западную её часть, неразделимы. Надеюсь, это временные недоразумения, потому, что это единый народ, хотя в это вмешивается политическая конъюнктура. Беженцев с Донбасса у нас мало, это связано, в том числе, и с визовыми проблемами, они скорее едут в Россию. Но у многих наших прихожан там есть родственники, и некоторым из них удалось их вывезти сюда — Господь им помог. Наши прихожане в подавляющем своём числе пророссийские, хотя есть десяток человек, которые, хотя и не являются антироссийскими, но имеют свою особую позицию — они переживают больше за свою малую родину. Помощь Донбассу наши прихожане оказывают в частном порядке, например, собирают вещи.
Некоторые наши прихожане поехали в Донбасс и вступили в ополчение. Уже есть погибшие, мы поминаем их в нашей церкви как убиенных, по именам. Это Афанасий, бывший профессиональный военный, ветеран Афганской и Чеченской войн, и Александр — бывший гражданский. Это только то, что мне известно. Мы в храме всегда молимся за мир на Украине и за невинно убиенных земли украинской. Мы их поминаем на каждой литургии и панихиде. Всё, что происходит, по моему разумению, — это настоящий геноцид.
* Организация «Правый сектор» решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года была признана экстремистской, ее деятельность на территории России запрещена.