В недавней публикации моя интерпретация похожести Партии регионов и ОД «Донецкая республика» была передана Геннадием Дубовым не совсем точно.
Предлагаю вниманию читателей «Свободной прессы» развернутый анализ Партии регионов (далее ПР) и общественного движения «Донецкая республика» (далее ДР). В конце публикации я сформулирую рекомендации для «Донецкой республики», чтобы не повторить ошибки организационного строительства Партии регионов.
В прессе довольно часто стали появляться сравнения ДР и ПР. Считаю, что проведение полных аналогий данных общественно-политических институтов не вполне корректно. Во-первых, потому, что сравнивать такие сложные общественно-политические институты можно лишь опираясь на определенные и заранее оговоренные методики, а поверхностная аналогия — это чаще всего или непонимание предмета, или популизм. Во-вторых, необходимо учитывать природу возникновения (общественный запрос на появление таких субъектов политического процесса) и исторический период деятельности этих партий, а также цели, методы, стратегии и тактики, логичный результат их деятельности.
Предлагаю провести небольшой экспресс-анализ.
Исторические и политико-экономические условия, в которых были созданы Партия регионов и Общественно-политическая организация «Донецкая республика», разумеется, совершенно разные.
ПР создавалась в абсолютно мирных и демократических условиях развивающегося государства Украина. Мировое сообщество потрясали лишь финансовые кризисы и колебания цен на нефть и акции финансовых пирамид. В конце 90-х — начале 2000-х перед украинским обществом были актуальны проблемы роста экономики, роста личного и общественного благосостояния, сближения с европейским сообществом и развития политических и экономических связей в условиях глобализации. Цель создания партии — это легальный и легитимный приход во власть в условиях демократического общества. Власть, за которую была призвана бороться Партия регионов, давала возможность своим создателям реализовать свои властные амбиции и удовлетворить экономические интересы элитарных групп.
Создавалась ПР как буржуазная партия бюрократии и крупного капитала. Изначально была добротной буржуазно-бюрократической партией региональных элит. Кстати, одним из ее учредителей был Петр Порошенко.
В 2000 году начался процесс узурпации ПР криминально-олигархическими группами Ахметова (криминальная группировка «октябрьских») и Януковича («енакиевские»).
С того времени партия начала портиться и деградировала до того состояния, в котором в конце февраля 2014 года в считанные дни прекратила свое существование. Несмотря на то, что было задекларировано членство в партии более 1 миллиона человек.
Общественно-политическая организация «Донецкая республика» возникла в конце 2005 года как ответ на приход к власти команды В. Ющенко и активизацию процессов тотальной украинизации. Основной целью членов объединения было предоставление особого статуса восточным областям Украины, борьба за русский язык, за свою особую идентичность в отличие от насаждаемой из Киева. Новый толчок к развитию дало восстание в Донбассе. Появилась в результате победы восстания против хунты.
Собственно, уже очевидна разница между природой возникновения ПР и ДР. Если образование ПР — это создание традиционного инструмента политической борьбы — партии крупной буржуазии и номенклатуры, идущей во власть для реализации своих властных и экономических интересов, то ДР — это ответ части общества на попытки изменения его идентичности, его историко-культурного кода.
Стратегии, которые использовала Партия регионов, включают в себя весь возможный спектр, доступный крупному политическому субъекту, — участие в избирательных кампаниях, массовых мероприятиях, приобретение и эксплуатация в своих интересах СМИ, манипулирование общественным мнением, подкуп и шантаж, силовое давление, обман и формирование общественного мнения, использование международных связей и контактов. Очевидно то, что крупный капитал — создатель и хозяин Партии регионов обладал для реализации этих стратегий необходимым ресурсом и соответственно использовал его.
Но ПР не смогла адекватно отреагировать на новый вызов — возрождение ультранационалистической и неонацистской идеологии новых-старых политических оппонентов. Формирование боевых звеньев отрядов штурмовиков, а впоследствии и террбатов, их активные силовые и боевые действия, предательство и бегство ее лидера стали для партии регионов закономерным финалом — партия тихо и очень быстро развалилась. В ее идее (идеологии у этой партии не было в принципе) не было и намека на борьбу. Бороться можно за идеалы. За экономические же интересы конкурируют.
Иная ситуация с ДР. Как было уже отмечено, ДР — это организация, созданная для борьбы за идею, за самоидентичность, самоопределение, т.е. за свободу. Отсюда вполне закономерно, что при возникновении угрозы существованию самому обществу, чьи интересы выражала ДР, организация нашла в себе идейные и духовные силы превратиться в одного из организаторов борьбы за независимость, а при запуске мирных минских процессов стать организатором политических демократических преобразований.
Итак, рассматриваемые мною две политические структуры, по-разному среагировали на смертельно опасные вызовы в 2014 году. Одна мгновенно рассыпалась в прах (Партия регионов), другая (Общественно-политическая организация «Донецкая республика»), наоборот, демонстрирует развитие и рост.
Я не исключаю, что будут попытки со стороны отдельных олигархических групп и политических деятелей возродить в каком-либо виде ПР, пролезть с ее помощью во власть в республиках. Нам необходимо понимать, что опытные в политических интригах и подковерных играх трусливые политиканы в мирное время становятся храбрыми и активными. У них есть ресурс, у них есть собственность, им готовы служить очень многие номенклатурщики. Отсюда и появляются бывшие ПР-ские деятели в офисах ДР, пролезают в руководящие органы. Вполне естественно у обывателей появляется мнение, что «…Донецкая республика — это Партия регионов, те же ребята, те же офисы», «…Офисы партии власти „Донецкая республика“ находятся там, где раньше были офисы „регионалов“». Показательный момент проникновения в ряды ДР регионала-активиста и его рассуждения (раньше работал с Лукьянченко (мэр Донецка) и Богачевым (секретарь горсовета)). Вот что он пишет в соцсетях: «Посмотрите, как будто ничего не произошло. Донецкая республика — Партия регионов, те же ребята, те же офисы». Он сообщает об этом восторженно-положительно! Встречаемся, он заявляет, что они строят мощную «Донецкую республику». Говорю ему, что это будет буржуазная партия клиентского типа, основанная на интересах олигархических и криминальных групп. Отвечает: «Да, я это понимаю. А что бывает по-другому?». У меня волосы дыбом становятся. Для таких, как он, не было войны, страшных жертв, стремления миллионов людей к иной жизни. Они, как при Януковиче, строят буржуазную партию консенсуса региональных старых/новых «элит».
Для них, конечно, тяжело признать свою трусость, отсутствие идеалов и неумение бороться. Попытки бывших активистов Партии регионов очернить нарождающегося политического субъекта входит в их арсенал изощренных интриг и манипуляций.
Учитывая опыт нашей борьбы и опыт отмершей Партии регионов, хотел бы сделать несколько рекомендаций. Общественно-политическая организация «Донецкая республика» при трансформации в полноценную народную партию обязательно должна выдержать несколько ключевых требований:
Если учесть указанные рекомендации, ОД «Донецкая республика» и Донецкая Народная Республика обречена на успех. Пожелаем им удачи!