Интересное событие произошло в Москве. Группа «православных активистов» под предводительство
Новостные СМИ возмущены. Первое, что приходит в голову: Ситуация с «Pussy Riot» отзеркалилась. Тогда люди, представлявшие, как им казалось, современное искусство, вторглись на территорию верующих, и это стало толчком к принятию закона «О защите чувств верующих». Теперь люди, представляющие, как им кажется, верующих, вторглись на территорию современного искусства. По логике, это должно послужить принятию какого-либо симметричного закона. Скажем — «О защите чувства прекрасного».
Если раньше объектами нападения становились всё больше резиновые клизмы (изображающие церковные купола) и что-то вроде портрета Богородицы, выложенного колбасой, то теперь речь идёт о настоящих материально-куль
Впрочем, говоря об искусстве, мало рассказывать — надо показывать. Посмотрим же, на что, вернее, на кого подняли руку эти, так сказать, хунвейбины.
Вот, например, работа Владимира Лемпорта «Евангелист Иоанн». Как видим, ученик Христа изображён здесь в благоговейной коленопреклонённ
Теперь рассмотрим работу Николая Силиса «Параскева Пятница». Изображение распятого Христа и плакальщиц в виде гниющей плоти отсылает нас к традиции культового изображения Голгофы: распятие, в основании которого покоятся череп и кости. Символика следующая: плоть бренна, только наши мысли, чувства, поступки, повторившись в других людях, переживут века. «Совершенная форма», перед которой благоговеют поклонники традиционного искусства, преходяща, только смысл, содержание имеют значение.
И наконец, Вадим Сидур, «Снятие с креста». Согласно традиции, тело Иисуса сняли с креста Иосиф и Никодим; женщины (Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Иосиева) при том лишь присутствовали, однако художник с отвагой гения обращает наше внимание на следующее обстоятельство: казнённый был наг, а мужская нагота взыскует наготы женской.
Этот мотив весьма распространён в творчестве художника. Примеры вы сами без труда найдёте по запросу «Вадим Сидур».
Полагаю, большинство читателей будет возмущено не только видом самих скульптур, но и моим бесстрастным (а значит, как бы оправдывающим их) комментарием (лишь в первом случае я позволил себе немного иронии — сообразно малоуместному юмору самой работы). Однако следует принять во внимание то обстоятельство, что эти художники работали в 60−70-е годы, когда благоговение в отношении религиозной темы в нашем обществе было не принято. Это если не извиняет, то объясняет их.
Сегодня времена изменились, и устроителям вставки, быть может, стоило задуматься, надо ли делать «Скульптуры, которых мы не видим» достоянием столь широкого общественного внимания.
Проблема в том, что Лемпорт, Силис и Сидур не шарлатаны, а действительно мощные художники. Сидур при этом гений (хоть и неприятный, да, но что поделать), а Силис и Лемпорт яркие представители стилистики своего времени. Объявить их «эстетически несостоятельными
А что делать?
«Не нравится — не смотри», — советуют поборники свобод. Но, если я не смотрю, откуда же мне знать, что мне это не нравится? А если посмотрел и не понравилось, тогда что? Удавиться?
В отличие от, быть может, большинства читателей, я не вижу цивилизованного выхода из этого «цивилизационног
Единственное, что несомненно: нагнетать этот конфликт и требовать в нём для себя безусловной победы — означает увязать в нём ещё сильнее.
Надо, что ли, как-то больше говорить об этом… Говорить, а не перхать, задыхаясь от чувства собственной правоты.
Смотрите фоторепортаж: