Авторские права — материя тонкая, требующая многогранного и зачастую индивидуального подхода. Однако как бы ни был ты знаменит, в подавляющем большинстве случаев приходится играть по правилам, которые диктует жизнь и история.
К счастью, сейчас уже пройден этап, когда в сфере авторских прав наблюдался полный хаос. Но поэтам и писателям стоит помнить об этой «прекрасной» поре, чтобы понимать, какие проблемы решает сейчас Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» / РАО/, и насколько реально облегчает им жизнь ее работа. Тогда в стране действовали сотни авторских обществ, многие из которых находились под контролем криминалитета. Платить приходилось «крыше», доходы оказывались крайне незначительными. В ряде случаев подобные организации просто «испарялись» вместе с деньгами авторов. Сейчас можно констатировать, что период междоусобных войн конца 90-х — начала 2000-х, который характеризовался громкими скандалами, махинациями и заказными убийствами, наконец завершен. И в этом немалая заслуга сегодняшнего руководства РАО.
Если историю повернуть вспять, вновь допустив к контролю авторских прав несчитанное количество таких «контор», это естественным образом приведет как минимум к тарифному демпингу, а как максимум — к новому хаосу в сфере защиты авторских прав. Надо понимать, что государственный контроль за большим количеством подобных структур крайне затруднителен, тогда как РАО открыто для любых инициатив, направленных на то, чтобы деятельность авторского общества была максимально понятной и прозрачной для каждого члена организации, вне зависимости от того, насколько востребованы у пользователей его произведения сегодня.
Тем некрасивее выглядят негативные слухи вокруг деятельности организации. Так, в последнее время в различных публикациях СМИ не раз приводились высказывания известного поэта-песенника Ильи Резника о РАО. Долгие годы Илья Рахмиэлевич был другом авторского общества, присутствовал на всех праздничных мероприятиях, заслуженно считаясь одним из столпов советской, а потом российской популярной песни.
Тем более удивительно, что в последние несколько лет поэт начал методично исключать свои многочисленные произведения из управления РАО, что логично завершилось расторжением договора с обществом. Теперь оно не имеет права собирать в стране и за рубежом причитающиеся Илье Резнику деньги за использование в концертах, на радио и телевидении его песен. Что же случилось? Какая жгучая обида заставила известного автора расстаться с источником, в течение многих лет дававшим ему средства на жизнь? Ни для кого не секрет, что за последние годы Илья Рахмиэлевич успел рассориться не только с РАО, но и с большинством исполнителей его песен, которые вынуждены исключать их из своих концертных программ. Аналогичная ситуация сложилась и с телеканалами — не желая очередных скандалов и претензий с его стороны, каналы и радиостанции стараются не использовать произведения, соавтором которых является Илья Резник.
В печати и на ТВ поэт неоднократно жаловался на смехотворно малые деньги, получаемые им от РАО. В источниках, близких к организации, можно узнать реальные цифры гонораров, полученных Ильёй Рахмиэлевичем в последнее время: в 2012—2014 гг. г. они составляли не менее миллиона рублей за год. Все эти суммы начислялись на фоне постоянных исключений ряда произведений из-под эгиды РАО. Кому-то, в зависимости от собственного достатка, эти цифры могут показаться значительными, кому-то — нет, но очевидно одно: когда-то в эпоху пика популярности Аллы Пугачёвой, Лаймы Вайкуле и многих других звёзд автор их шлягеров Илья Резник получал гораздо более высокие гонорары.
Но, цитируя строчку его же авторства, «жизнь невозможно повернуть назад», следует напомнить, что, к примеру, Алла Пугачева уже прекратила концертную деятельность, в репертуаре Вайкуле, Киркорова, Леонтьева, Успенской и других исполнителей существует много новых песен различных авторов, а самое главное — появилось на эстраде много незнакомых ранее имён со своим особым репертуаром: Ваенга, Стас Михайлов
Как известно, концертные выступления исполнителей приносят авторам их песен наибольшие деньги, тогда как ретро-программы на радио, например, — это небольшие суммы. Совершенно очевидно, что концертных исполнений песен на стихи Резника по стране стало намного меньше, чем прежде. Не в этом ли причина негатива в настроении известного поэта, которое почему-то выплёскивается на авторское общество? Одна из героинь пьесы Островского, дама весьма зрелого возраста, сокрушается, что «нынешние молодые люди измельчали» и потому не замечают ее прелести. Может, это и так, и новые песни в чём-то хуже старых хитов, но ведь РАО — организация не рецензирующая произведения, а только собирающая деньги для авторов от реальных концертов и записей с их произведениями.
Что же касается отчислений от авторских гонораров в пользу РАО на содержание этой огромной структуры, охватывающей всю нашу страну, а через международную конфедерацию обществ авторов и композиторов СИЗАК - более 120 стран по всему миру, то такой порядок работы утвержден Советом организации, в которую входили и входят известнейшие авторы: А.Пахмутова, Н. Добронравов, А. Эшпай, Ю. Антонов, Э. Артемьев, В. Матецкий и многие другие. Вряд ли они принимают решения, вредные для самих себя.
И если Илья Рахмиэлевич был в чём-то с Советом не согласен, что мешало ему, известному человеку, открыто прийти на заседание и изложить своё особое мнение, прежде чем решиться на отчаянный шаг — порвать отношения с единственной существующей организацией, имеющей государственную аккредитацию и разветвлённую сеть по всей России для сбора авторского вознаграждения? А шаг действительно отчаянный! Хотелось бы узнать, кто теперь собирает деньги для известного поэта? Ведь в самом деле, другой организации по сбору отчислений с публичных мероприятий в России нет. Музыкальные издательства работают по другим аспектам получения гонораров, но тоже со своими «комиссионными».
Боязно предположить, что Илью Резника кто-то сознательно уводит от суровой реальности в сторону невыполнимых обещаний, временных предоплат т.п. К сожалению, многим талантливым людям свойственно отсутствие практической «жилки», что приводит к излишней доверчивости и легко раздуваемой кем-то в своих целях неприязни к прежним партнёрам. Если это так, то скоро известный поэт вполне может остаться без средств к существованию.
И ещё одно: весьма неприглядно выглядят высказывания того же Ильи Резника о коллегах по цеху, рождённые обидой на собственные материальные затруднения и поисками виноватых.
Хочется верить, что практика бездоказательных обвинений РАО в СМИ, слёзных писем в адрес правительства