
«Сыгравший Адольфа Гитлера… актёр Оливер Мазуччи месяц ездил по Германии в наряде фюрера, — пишет Лента.Ру. — Он общался с гражданами, чтобы узнать их реакцию на нацистского лидера и выяснить взгляды на социальные и политические процессы в стране… По завершении съёмок Мазуччи рассказал о своих впечатлениях от общения с населением. По его словам, немцы реагировали на „Гитлера“ неожиданно дружелюбно, стремились поговорить с ним и рассказать о своих проблемах. Актёр выразил недоумение тем фактом, что его наряд и грим никого не возмутили и не оскорбили. „Так много людей позитивно реагируют на Гитлера, принимают его — как такое вообще возможно?“ — сказал Мазуччи».
Недалёкий человек актёр Оливер Мазуччи, как и полагается лицедею. На самом деле в такой реакции граждан нет ничего удивительного. И причина тут вовсе не только в пресловутых мигрантских ордах. Сделали своё дело как раз семьдесят лет тотальной демонизации господина Гитлера. Фюрера так усердно выталкивали в абсолютное инферно, что он ушёл в понарошку, в фольклор, став заведомо мифологическим персонажем. В жизни-то абсолютного не бывает, это всем известно. А так — у румын граф Дракула, у немцев — фюрер, каждому своё, jedem das seine. Вы же не будете шугаться и впадать в истерику, если к вам подойдёт человек в костюме графа Дракулы? Наоборот, посмеётесь, похлопаете по плечу и сфотографируетесь на память. Ну и здесь то же самое, персонаж-то не взаправдашний. Этакий Мерилин Мэнсон в винтажном стиле.
То есть все эти актёры оливеры мазуччи, усердно мазавшие чёрной краской, вместо того, чтобы рисовать портрет одного из самых, да, кошмарных персонажей двадцатого века, своё дело сделали. И теперь удивляются, что после их поделок к предводителю коричневых такое покладистое отношение. А какое ещё может быть отношение к ненастоящему, к герою комикса?
Единственный, кстати, отличный фильм о Гитлере, снятый за семьдесят лет — «Дядя Адольф по прозвищу фюрер» с Челентано в главной роли. Все главные клише жанра гитлерхоррор блестяще высмеяны, доведенные до предела, в этой ленте 1978 года.
Есть ещё один момент, о котором забыл актёр Мазуччи. Бюргер, вопреки тому, что о нём думается и говорится, вовсе не так одномерен и глуп. Нарочито приветствуя выродившегося в Гитлера клоуна, он посылает тонкого троллинга сигнал властям. Бюргер понимает, для чего властям нужна эта самая демонизация, для чего нужен тотально чёрный полюс. На фоне чёрного хорошо выходить «всему в белом»: уж мы-то, говорят тем самым власти, какие ни есть, а не такие монстры, как этот австрийский ефрейтор. Вот и если не любите нас, то принимайте.
Дудки, говорит обыватель, уж я-то вас знаю. Вовремя Гитлера сковырнули; а сковырни он остальных, выиграй войну и удержись у власти — именно вы, сытомордые, и присосались бы к ней под знаменем Гитлера, как сейчас присасываетесь под знаменем никому не понятной «демократии». Ходили бы в коричневых рубашках, зиговали бы по поводу и без, орали «хайль» громче всех других и стремились бы на заведование самыми страшными концлагерями.
Не следует заведомо идиотизировать и оглуплять нежелательный исторический прецедент. В таком случае шансы повториться у него только вырастают. Это относится не только к тем, чьи деды воевали на стороне Гитлера, но и к тем, чьи деды воевали против него.
Наши о Гитлере знали главным образом по работам Кукрыниксов, как о бесноватом фюрере, умственно отсталом маньяке и сбрендившем комедианте. Это неправильное представление. И эта неправда по нам сейчас ударила.
Истинный масштаб личности Адольфа Алоизовича занижался, его наследие замалчивалось, из опасения, что этим наследием кто-нибудь воспользуется и поставит мир на уши. Вышло так, что пользуются им как раз потому, что оно замалчивается: иммунитета больше нет.
Известную книгу А. А. Гитлера «Моя борьба» нужно было не запрещать, а изучать. Прежде всего, записным антифашистам: хорошо распознаётся — хорошо лечится. Правда, тогда власть имущие, назначившие, быть может, и по справедливости, автора главным пугалом двадцатого века, могли бы почувствовать себя неловко.
В главах об агитации и пропаганде, например, основные принципы и приёмы сформулированы так точно и ёмко, что сходство с пропагандой, которой нас пичкают сегодня режимы самых разных уровней и мастей, бьёт в нос. Вот, стало быть, по чьим лекалам построена машина!
Или вот пресловутый, в зубах навязший Майдан, ударной силой которого явились как раз ультраправые, парни из неблагополучных семей, которых чёрный миф о германском безумце только завораживал. «Слава Україні - Героям слава!» «Дойчланд юбер аллес!» — «Україна понад усе!» До боли похоже звучит. Кто знал хорошо историю Гитлера и его головорезов, ловил аналогии на лету.
Смотрел, например, как ходят рука об руку по улицам Киева милиция и «активисты Майдана», и видел совместное патрулирование немецких улиц полицейскими и штурмовиками. Последним тогда присвоили статус вспомогательной полиции, вовсе не какой-нибудь Аваков тут был пионером. Слоганы, спрессованные в рефлексы, факельные шествия, штурмовые отряды, свастики, образ врага — всё это возрождалось, конечно, не из великой Германии, но из потрёпанных нацистским вирусом сёл Галичины, и смотрелось поэтому куда менее эффектно. Однако без национал-социализма не было бы национал-рагулизма, — пусть и пародии, но разрушительной и кровавой. Несамостоятельной без сумрачного гитлеровского злого гения, но справившейся с нелёгким делом таскания каштанов из огня для известных личностей именно по гитлеровской методе.
В общем, дело Гитлера живёт и готовится побеждать. И не по-страусиному надо прятать от злого и страшного фюрера голову в песок, а объективно изучать как личность и как явление, чтобы оно, не дай бог, и вправду не победило.