В СМИ можно найти разные ответы на вопрос, вынесенный в подзаголовок.
Если смотреть федеральные каналы телевидения, главное — это борьба с мировым терроризмом.
С ним мы воюем в Сирии и готовы бороться по всему миру. Потому что террористы взорвали над Синаем наш пассажирский самолет.
Правда, бороться с терроризмом мы начали до того как, но об этом уже почти никто не помнит.
Бороздят небо эскадрильи стратегических бомбардировщиков, взмывают в воздух крылатые ракеты. Не удивлюсь, если и баллистические ракеты будут использованы, надеюсь, без ядерных боеголовок.
Станут ли полеты нашей гражданской авиации от этого более безопасными? Едва ли.
«Но дело не в этом, — многозначительно подмигивают нам всеведущие конспирологи, — потому, что на самом деле мы боремся не с „ИГ“ *, а с гегемонией на мировой арене США, давно стремящихся извести Святую Русь. Раньше в Донбассе боролись, а теперь в Сирии».
Значит, ответ № 2 — борьба с американским империализмом. Задача это настолько грандиозная, что вопрос «зачем» сам собой замирает на языке. «Что значит „Зачем“? Ты что — пятая колонна»?
Да нет, я не пятая и не шестая. И вообще не колонна. Я разобраться хочу. Почему, например китайцы не бомбят Сирию?
Может быть, потому, что они свою экономику развивают, а у нас не получается? Но ежели задавать подобные вопросы, поднимется такой вой, что всякая содержательная дискуссия станет невозможной.
Лучше поглядим в другую сторону — либеральные СМИ. Аудитория у них поменьше, но зато очень влиятельная.
Так какая главная задача стоит перед Россией? Правильно: борьба с диктатурой Путина. Это исключительно по его вине у нас отсталая экономика, медицина, образование и плохие дороги, на которых в прошлом году погибло 27 000 человек.
А до Путина у нас была передовая экономика, авангардная медицина и лучшие в мире дороги, на которых в 1995 году разбилось всего 38 000 человек? Поэтому все прогрессивное человечество должно сосредоточиться на борьбе с Путиным.
Разумеется, я утрирую. И все же: вам не кажется, что ни одна по-настоящему насущная проблема нашей страны не является топовой темой для отечественных СМИ? Да и на кухне мы больше о мировых проблемах судачим.
Заметьте, именно судачим, а не серьезно обсуждаем, ибо, что мы знаем о той же Сирии? Многие ли из нас там хоть раз бывали?
Между тем, фактически идущий на наших глазах демонтаж бесплатной медицины не вызывает в обществе почти никаких эмоций. А ведь это касается каждого. Я уже не говорю о чудовищном состоянии пенитенциарной системы, через которую всего-то прошло процентов десять населения.
Создается впечатление, что ни одна конкретная житейская проблема не способна затронуть сердце русского человека.
Единственное, что может нас оторвать от дивана, это борьба с мировым злом.
Увы, это не новость. Почти сто лет назад академик Павлов восклицал в отчаянии, говоря о свойствах русского ума: «Мы главным образом интересуемся и оперируем словами, мало заботясь о том, какова действительность».
И, разумеется, чем более пафосными являются эти слова, тем сильнее они нас интересуют и вдохновляют.
А повторенные тысячи раз с экранов телевизоров и компьютеров, громкие пафосные фразы приобретают для нас почти магическую силу.
Я вовсе не утверждаю, что современные россияне в этом отношении являются исключением из общемирового правила.
Во все времена и у всех народов слова и идеи были самым весомым поводом к конфликтам и войнам. «Он назвал тебя земляным червяком», — и понеслось. Да и сейчас — «Шарли я, или не Шарли», волнует человечество, пожалуй, не меньше, чем содержимое желудков и кошельков.
Согласен я и с тем, что человеческая культура это не только и даже не столько совокупность строгих научных фактов, сколько многослойное напластование иллюзий и заблуждений. Которые в этом контексте вполне могут быть предметом национальной гордости. Все это так.
Но некоторые народы, увлечено коллекционируя иллюзии и заблуждения, тем не менее ложку мимо рта не проносят.
И экономика прогрессирует, и наука с медициной развивается, и дороги, как языком вылизанные.
А мы, кажется, слишком увлеклись громкими словами.
И последнее по перечислению, но не по значению соображение: из-за того, что кто-то назвал тебя земляным червяком, уместно сойтись на кулаках. Но не на атомных бомбах. А мы, кажется, все ближе подходим к этой опасной черте.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.