Знакомые спрашивают, почему мы с мужем не перебираемся в Крым, если мы его любим и нас туда тянет. Тем более что в нашем Смоленске растет безработица и падает уровень жизни.
Дело в том, что на данный момент Крым по всем статьям, кроме климата, проигрывает депрессивной Смоленщине. С работой в Крыму плохо, зарплаты маленькие, в медицине и ЖКХ — полный швах…
Зато цены ощутимо выросли по сравнению с летом 2014-го. Летом 2014-го они были ниже, чем у нас в Смоленске, летом 2015-го стали немного выше. Причем подорожали даже продукты местного производства, а при взгляде на ценники массандровских вин невольно подумалось: неужто их производят из импортных виноматериалов?
Съем однокомнатной квартиры в центре Алушты в конце июня — начале июля обошелся нам в 1500 р. за сутки против 1000 р., которые мы платили летом 2014-го. Удивляться тут нечему: людям нужно покрывать убытки от выросших цен на продукты.
Но с каким изумлением я узнала, что даже сейчас, в несезон, цены на аренду жилья по-прежнему высоки и не соотносятся с местными зарплатами.
В Смоленске можно снять приличную «однушку» за 10 тыс. р. в месяц, включая стоимость коммунальных услуг. В Симферополе, Алуште или Севастополе за аналогичную квартиру просят не менее 15 тыс. р. А уж купить там квартиру может лишь богач, для которого не вопрос истратить на свою прихоть кучу денег. Три миллиона рублей за разбитую однокомнатную «брежневку» на ЮБК — это, конечно, круто.
Откуда такие цены? Что это — витание в облаках или… жест отчаяния?
Заоблачные цены и обилие выставленных на продажу квартир наводит на мысль о том, что их владельцы мечтают свалить из Крыма. А ведь Крым так прекрасен! Из таких мест уезжают только от безнадеги…
Крымские власти твердят о кадровом голоде. Но нет списка вакансий, непонятно, каких чиновников не хватает. Пишут: нужны люди с опытом, а в Крыму таковых не имеется. С материка же берут неохотно. В результате получается топтанье на месте, федеральные деньги осваиваются медленно.
Опыт… Иного чиновничьего опыта лучше не иметь. Опыта распилов и откатов. Равнодушия к проблемам и бедам простых людей…
И не верится, что в Крыму нет умных, честных людей, готовых самоотверженно трудиться на благо родного полуострова. Разве что не хотят работать в одной команде с бывшими украинскими чиновниками, которым народ не доверяет и которых уже откровенно ненавидит. Но, полагаю, они бы согласились работать в «сборных командах» с людьми, приехавшими из разных регионов РФ. И создание таких команд уничтожило бы местечковое зло под названием кумовство.
Не об этом ли мечтали крымчане, голосуя весной 2014-го за присоединение к России?
Многие крымские проблемы вызывают глубокое недоумение. Почему невозможно наладить нормальную уборку мусора? Начать переоснащение больниц? Ликвидировать мусорную свалку под Алуштой, портящую экологию города, построить мусороперерабатывающий завод? Деньги же выделяются!
Да, про строительство социальных объектов что-то не слыхать. Зато дома для богатых продолжают строиться так же активно, как при Украине. Приехав летом 2015-го в любимую Алушту, я с негодованием и ужасом увидела новостройки в самом центре города. Одна из них выросла прямо за стеллой павшим борцам за советскую власть на ул. Ленина, закрыв живописный вид на гору Демерджи.
Обидно за Алушту! Мало ее испохабили за годы Украины, так и сейчас продолжают превращать город в каменный мешок.
Непонятно, почему не было экскурсий в исторические усадьбы Утёс и Карасан. Представители местных турфирм объясняли мне это так: туда сейчас не пускают, территории огорожены, что-то собираются строить.
Стройки, стройки… Везде сплошные стройки!
Зато дом Ивана Сергеевича Шмелёва по-прежнему находится в руках частников и все больше ветшает и разрушается. Твердим о духовности — и не спешим спасать наше историческое наследие. И да — напротив дома великого русского писателя строится частный объект! А ведь, по совести, нельзя там ничего строить — это же место действия знаменитого романа Шмелёва «Солнце мёртвых»!
По моим наблюдениям, положение спасают лишь местные активисты, такие, как главред информационного портала «Твоя газета» Алушта Алексей Назимов, депутат от КПРФ Павел Степанченко.
Я не обвиняю местные муниципальные власти — что они могут против богатых и сильных? Тут федеральные власти должны жёстко контролировать ситуацию, реагировать на заявления активистов. И федеральные СМИ должны оказать поддержку своим крымским коллегам в борьбе против уничтожения зелёных зон полуострова и других негативных явлений.
Но, думаю, не все так мрачно. У Крыма есть преимущество, которого нет у других депрессивных регионов РФ — к Крыму приковано слишком много взглядов, за ситуацией там наблюдают и следят миллионы людей в России, на Украине, на Западе. А значит, нашим верховным властям придется принимать меры, чтобы Крым со временем превратился в российскую гордость, а не российское позорище.