Господин М. Кантор на сайте радио «Свобода» опубликовал ну очень длинный текст про Эдуарда Лимонова. Сам по себе этот набор либеральных инвектив банален и не интересен. Любопытно другое — крайне невысокий, даже примитивный уровень этого текста.
Вот именно на таком уровне и зачастую почти теми же пропагандистскими конструкциями всего 8−10 лет назад любили обвинять и разоблачать Лимонова всяческие «комиссары» разнообразных «наших» и прочих казённых «молодёжных движений». Вспомни, читатель, таких, если забыл.
Господин Кантор, который так любит встать в безопасную позу интеллигентного обличителя, видимо, не заметил, что, его обвинения Лимонову по содержанию и по стилистике буквально списаны со старой «нашистской» методички. Вчера он старательно отряхнул пыль со всех её страниц.
Здесь и обвинения в «аморальности» литературного творчества Лимонова, и подростковое отождествление литературного героя с личностью самого писателя. Для бодрого инфантила с «Селигера» образца 2005-го года это даже вполне простительно. Но господин Кантор, числящийся художником и писателем, вроде бы уже не совсем подросток?
Не обошелся Кантор и без главного перла старой «нашистской» методички — подобно всем заслуженным МГЕРовцам и «Румол"-овцам (читатель, помнишь еще этих казённых активистов?) текст с сайта радио «Свобода» обвиняет Лимонова в провокаторстве: «Лимонов возбуждал бритоголовых мальчишек, провоцировал на нелепые выходки, после чего недорослей сажали в тюрьму…»
Любой, кто еще помнит 2005−07 годы, легко вспомнит эти песни в исполнении «наших», «идущих вместе» и иже с ними. Отныне с ними и интеллигентнейший борец с путинской пропагандой М. Кантор.
Однако, будем справедливы к г-ну Кантору — кроме старой «нашистской» методички этот художник с радио «Свобода» родил и парочку новаций на ниве обличения Лимонова. Например, он явно первый из либерального лагеря, кто разоблачил лидера запрещённой Национал-большевистской партии в качестве «предателя левой идеи, предателя равенства и пролетариата». Правда, Максим Карлович буквально через несколько предложений о ненастоящем левом Лимонове, так не похожем не только на Маркса с Энгельсом, но даже на Грамши, тут же обвинил всех левых в «безответственных призывах к социальному бунту».
Сложно понять, как столь страстные обвинения в предательстве «левой идеи» и «пролетарского интернационализма» тут же сочетаются у Кантора с претензиями к марксистам по поводу «безответственных призывов к социальному бунту». Но еще сложнее понять, когда канторовские пассажи про «пролетарский интернационализм», которому якобы изменил «фашист» Лимонов, тут же сочетаются с неоднократными шпильками Кантора в адрес «дамского портного». В тексте якобы о текущей политике, автор умудряется неоднократно упомянуть этот фактик почти 40-летней давности из длинной биографии Лимонова.
«Дамский портной», «портной, шивший брюки для еврейских жен авангардных художников», «портной из Харькова» — и всё это у Кантора многократно, натужно и с забавным снобизмом. Автор, явно, сам не замечает этот свой нелепый снобизм. В наши времена он был бы нелеп даже из уст самого потомственного аристократа. Но вдвойне нелеп бьющий в глаза снобизм интеллигентствующего Кантора к «портному» в сочетании с тем, как Кантор абзацем выше или ниже скорбно заламывает руки по «левой идее», «пролетарскому интернационализму» и бедному трудовому народу, страдающему от путинской олигархии.
Не менее, чем попрёки в трудовой деятельности портного, смешны и слабо замаскированные шпильки Кантора, воткнутые им в провинциальное происхождение Лимонова. «Робкий провинциальный поэт», «провинциальный украинец», «харьковский подросток, желающий славы» — опять же эти слова в опусе Кантора настолько часты, что не могут быть случайной оговоркой. Густой столичный снобизм так и прёт от этого потомка местечковой интеллигенции.
Если подобный уровень «дискуссии» позволен интеллигентнейшему г-ну Кантору, то значит этот приём дозволен и мне. Итак, канторовскими методами, которые он регулярно применяет к Лимонову, опишем самого г-на Кантора. Если Лимонов провинциальный дамский портной, то тогда Кантор столичный блатной мальчик. А как иначе назвать отпрыска московской мелкой номенклатуры, рождённого в семье замредактора журнальчика «Декоративное искусство СССР»? Именно что у папы г-на Кантора была номенклатурная должностишка в то время — та самая столь нелюбимая нашими записными либералами номенклатура, только очень мелкая…
А вот у «портного» Лимонова такого блатного папы не было. И вот теперь Кантор-отпрыск попрекает провинциальным происхождением «харьковского портного», прославившегося своей литературой от Парижа до Москвы, еще тогда, когда М.К.Кантор только начинал выставлять свои картины на 17-й Московской молодёжной выставке, где «в духе перестройки» под одобрение с вершин ЦК «молодые художники» в 1987 году послушно изображали новые веяния в советском искусстве.
Попрёк Лимонову провинциальным харьковским происхождением в опусе г-на Кантора столь част — «провинциальный украинец», «робкий провинциальный поэт», «портной из Харькова»
Объясните же кто-нибудь г-ну Кантору, что это очень смешно, когда, потомки лиц из черты оседлости попрекают кого-то Харьковом. И еще смешнее, когда москвичи в первом поколении надменно попрекают провинциальностью людей, родившихся вне столицы.
Забавен и уровень вроде бы чисто литературной критики Кантора в отношении произведений Лимонова. «В одной из сталинистских повестей литератор Лимонов описывает, как в харьковском романтическом прошлом он принимал участие в групповом изнасиловании…» — уже даже не удивительно, что интеллигентнейший литератор Кантор вновь притворяется «нашистом» из Селигерского поинерлагеря, которому ещё недоступна разница между лирическим героем и автором.
Удивляет другое — назвать «сталинистским» роман «Подросток Савенко», произведение совсем не социалистического реализма, жёстко и выпукло описывающее бедную послевоенную жизнь, можно только в сильном либеральном угаре. И этот либеральный угар не отпускает г-на Кантора ни на секунду.
Лимонов, все 90-е годы с болью писавший о трагическом крушении советской империи, всегда открыто заявлявший себя государственником и даже империалистом, у Кантора вдруг именно сегодня «стал империалистом», «стал государственником, продал сообщников».
Человеку не обязательно знать об идейных пристрастиях Лимонова, но если кто-то, подобно Кантору, берётся столь длинно осуждать именно Лимонова и его политические убеждения, то, казалось бы, знать их обязательно. Нет, в случае Кантора это не обязательно — всё с лихвой заменяют либо фантазии, либо инфантильные «разоблачения» очевидного.
Вообще разбирать канторовские пассажи о текущей политике бессмысленно — там в самом прямом смысле «ахеджакнуло». Он так и приводит перечень светочей в современной российской тьме — «Ахеджакова, Макаревич, Навальный, Акунин».
Есть у Кантора и другой, негативный перечень лиц: «Война Лимонова, Залдостанова, Прилепина, Суркова, Моторолы идет отнюдь не против внешнего врага — попробовали бы они воевать с американскими генералами. И не против олигархов и капитализма борются жовиальные парни… Война, как всегда бывает в империях, с собственным народом».
Этот канторовский абзац в каждом слове прекрасен — от нетривиального открытия, что Сурков и Залдостанов не выступают против Владимира Путина (а мы то не знали), до утверждения, что нельзя представить Лимонова, выступающего против Путина. Соглашусь — если на 25 минувших лет покинуть Россию и никогда не читать никаких политических новостей из неё, то, действительно, сложно представить Лимонова, выступающего против властей и конкретно против Путина… Правда, сам Кантор такое хорошо представляет, ведь пишет же буквально в нескольких абзацах выше в своём тексте — «Лимонов, зовущий идти на Кремль…» Но через несколько строк уже не представляет. Такая вот либеральная амнезия, что поделать.
Необычайно трогателен пассаж Кантора и про замечательных «американских генералов», с которыми любой, конечно же, забоится воевать. Почему-то при чтении этой гордости Кантора за «американских генералов» мне вспомнился галантерейщик Бонасье из «Трёх мушкетёров»: «Галантерейщик и кардинал — это сила!». Кантор и американские генералы — это конечно же сила, кто же против них… Вот только, прошу, не переводите эту фразу Кантора про непобедимых американских генералов на вьетнамский язык.
Ну и конечно надо отметить пассаж г-на Кантора про войну «с собственным народом». Хотя, наверное, Максим Карлович тут не кривит душой, а, наоборот, предельно искренен и честен — разве Порошенко и Коломойский это не его «собственный народ»? Ну а что олигархи, так это ж кого надо олигархи — не так ли, Максим Карлович?
Донбасс у Кантора конечно же «возбудили диверсионной войной» исключительно «засланные из России диверсанты». И всё, ноль рефлексии — внутренние проблемы и страсти Украины обличающий интеллектуал Кантор не видит в упор. «Засланные из России диверсанты» и точка. Преступления киевской стороны г-ну Кантору тоже в упор не видны.
«Считается, что в Киеве был вооруженный переворот, даром что на майдане не было оружия» — страстно разоблачает российскую пропаганду Кантор. Дражайший Максим Карлович, ну почитайте хотя бы пропаганду киевскую — там про то оружие уже официально говорят и в стенах Верховной Рады, и в местной прокуратуре.
Впрочем, г-ну Кантору это всё не интересно. Интересно ему другое — поразоблачать тех, чьи идейные и политические пристрастия ему так не по вкусу. Вот только получается это у Кантора не интересно — сплошняком одна старая «нашистская» методичка, разбавленная либеральными страшилками и мифами.
Интересно в этом канторовском «разоблачении» только одно — то, как низко в моральном и интеллектуальном плане опускается либеральная интеллигенция, когда бросается на тех, чьи политические убеждения ей так не нравятся. Оказывается, в этом деле наша либеральная интеллигенция абсолютно ничем не отличается от казённых «нашистов"-пропагандистов. Те же постыдные приёмы, те же пошленькие методы и тот же примитивный уровень «аргументации».
Одним словом, писал Кантор обличение Лимонова, а вышло у него натуральное саморазоблачение. «Месть дамского портного» невольно превратилась в стриптиз интеллигентного блатного.