Ну, чего вы так разбузились на тему платной парковки? Митинги соберем, волну поднимем, Ликсутова синими ведерками закидаем!
И ладно бы угрозы приводили в действие. Но митинги больше пятисот человек не собирают, волна дальше соцсетей не выплескивается, а Ликсутов, зараза, все никак не увольняется. Зато почему-то стремительно деградирует само движение автолюбителей. Еще недавно оно пользовалось массовой поддержкой среднего класса, а теперь превращается в субкультурное гетто с эгоистическими интересами и ущербной сословной идеологией.
Хотите, расскажу, почему?
Все очень просто. Вот возьмем, к примеру, меня. Я как раз представитель того самого среднего класса — скорее живого, чем мертвого. В начале десятых годов я с большим энтузиазмом поддерживал борьбу с проблесковым беспределом на дорогах. Пользуясь служебным положением заместителя главного редактора журнала «Русский репортер», использовал любую возможность помочь «Синим ведеркам». Даже придумал гражданскую акцию «Я пропускаю только 01, 02, 03», и мы в «РР» активно ее продвигали. С нашей подачи в 2011-м году наклейку с этим текстом разместили у себя на заднем стекле многие тысячи автомобилистов.
При этом меня, как и многих других представителей среднего класса, мотивировало в этой активности соображения идеологические, а не прагматические. Сам я уже давно переболел автомобильной ветрянкой и передвигаюсь по Москве, в основном, на общественном транспорте. То, что делали «Синие ведерки» иже с ними — это была принципиальная борьба двух идеологий на букву «Э». Смотрите не перепутайте. Элитаризм — это когда есть замкнутая в себе элита и масса, которую не спрашивают. Эгалитаризм — это когда ставка делается на общество с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями для всех. Разумеется, второе «Э» мне нравилось больше.
Эта борьба с переменным успехом продолжается до сих пор. Но стиль отношений между обществом и властью все-таки постепенно меняется в пользу общества — по крайней мере, на дорогах. Чтобы встретить сегодня в Москве гражданский автомобиль с мигалкой, нужно сильно постараться. Видимо, по скрытым коридорным коммуникациям героям прежнего дорожного беспредела поступил доходчивый сигнал: «Понты отставить, проблесковые погоны снять!» В данном конкретном сражении победил эгалитаризм. Эта победа была едва ли не первой, но, как оказалась, и не последней.
Именно духом эгалитаризма пропитаны реформы московского городского пространства, которые очень резво проводит собянинская команда. По крайней мере, я, как типичный представитель среднего класса, чую это умом и сердцем. Запрос именно на такие перемены сформировался у меня еще в конце нулевых годов. Расширение общественного пространства, реабилитация пешеходов, жесткая регламентация транспортного поведения. Сегодня эти перемены идут со скрипом, но они все-таки идут. Много ошибок и глупостей, но это именно ошибки и глупости, а не стратегически неверный выбор развития.
Я сам недавно попал под раздачу — пришлось потратить 3 часа и 10 тысяч рублей на вызволение семейного автомобиля из плена. Сюжет, вполне пригодный для очередного поста ненависти под заголовком «Ликсутов, гори в аду!» Супруга второй год подряд паркуется на улице Ладожской. С недавних пор часть парковочных мест на этом участке выделили для инвалидов. Разумеется, поставили соответствующий знак. Разумеется, его никто не замечает, потому что многолетние поведенческие привычки людей сильнее. Никому в голову не придет каждый день проверять, не изменились ли правила парковки там, где они не менялись годами. И, разумеется, если задача регулятора — реальная забота об инвалидах, а не повышение заполняемости штрафстоянок, то такие перемены должны сопровождаться особыми логистическими мерами. Как минимум — точечная маркировка каждого парковочного места и особый, бросающийся в глаза знак, возвещающий о новых правилах игры.
Но я не стал пускать по сетям пост ненависти — ее там и без меня хватает. Я списал эти 10 тысяч по статье «транзакционные издержки». И я был бы очень рад, если бы мои родные «Синие ведерки» организовали митинг с требованием устранения перегибов парковочной реформы. И выкатили бы московским властям список предложений, как их можно устранить. Я бы обязательно на этот митинг пошел. Но вместо этого активисты-автомобилисты закатывают эгоистические истерики, передергивают факты и чем дальше, тем уверенней загоняют себя в тупик.
И тут мое желание идти на их митинг полностью пропадает. Во-первых, потому что маргиналов властям легко игнорировать — на то они и маргиналы. А во-вторых, потому что повторяю, генеральный курс собянинской реформы — европейской и по духу, и по содержанию — меня в целом устраивает. И судя по хреновой заполняемости митингов протеста — не только меня.
Более того, деятельность великого и ужасного Ликсутова мне видится прямым продолжением тех завоеваний, которые были сделаны самими же «Синими ведерками».
Возможно, я совсем тупой, но, по-моему, наведение порядка на московских парковках — это логичное продолжение вчерашней борьбы с мигалками. Синдром болезни все тот же: «Мне очень надо! Я никому не мешаю! Все так делают!» Это точно такое же «проблесковое сознание». Вчерашние борцы с чужими привилегиями на дорогах сегодня взялись яростно отстаивать свои.
Жаль, хорошее было ведерко. Оно было убедительным символом морального превосходства рядового гражданина над бешеным с жиру жлобом. Но одержав над жлобом промежуточную победу, активисты почему-то сами решили встать на сторону жлоба. Перепутали «рядового гражданина» с достаточно редким типом личности — «человек, не представляющий свою жизнь без автомобиля».
Я свою жизнь без автомобиля представляю. Я, честно говоря, вообще не понимаю, кто такие автомобилисты. Вот у меня есть машина — я автомобилист? А когда я из нее выхожу, иду ногами по асфальту и упираюсь в припаркованный по беспределу джип — я по-прежнему автомобилист или уже пешеход? И чьи права мне в этот момент дороже? А когда я сажусь на велосипед и чертыхаюсь, уворачиваясь от прогуливающихся по велодорожке людей — кем я являюсь в этот момент и чьи права должен отстаивать?
Я как-то привык считать, что я просто человек. Я могу ходить, бегать, катиться на колесах и летать. Я не против сократить количество своих машинопоездок до необходимого минимума и буду даже рад этому. Мне и на общественном транспорте прокатиться не западло. Для меня главное — не шашечки, а ехать.
А еще я однажды был на Кубе, в городе Гаване и общался там с местной интеллигентной тетушкой Кармен Серрано. Она помнит, с чего начался кубинский социализм. Люди вышли на улицы и первым делом стали громить паркоматы. Теперь там никаких платных парковок и средняя зарплата 20 долларов. Очень душевная страна, я как-нибудь туда обязательно снова поеду. На пару недель, не больше.