
В 2016 году Крым отметит двухлетие присоединения (а точнее — возвращения) к России. За эти два года на полуострове сменилась не только власть — Крым задышал по-новому, в глазах людей появилась надежда. Несмотря на постоянные диверсии и попытки блокады, стало ясно, что регион очнулся от затяжной спячки.
Здесь, конечно, сработал человеческий фактор. Во-первых, проявился характер самих жителей Крыма — дружелюбный, независимый и патриотичный. С первых дней российского Крыма стало ясно, что жители вздохнули с огромным облегчением. Недоверяющие репортажам по ТВ ездили в Крым и возвращались на материк, пораженные единодушной поддержкой России.
Во-вторых, огромную роль сыграли новые руководители Крымской автономии, в том числе, вице-адмирал Сергей Меняйло, который занял пост губернатора Севастополя. Меняйло это нетипичная фигура для нынешнего политического истеблишмента. Кадровый офицер с безупречным послужным списком, пришедший в политику из команды Сергея Шойгу, он один из немногих находящихся сейчас у власти так называемых «генерал-губернаторов».
Уже в 26 лет Меняйло командовал тральщиком. Особенность этого небольшого миноискательного корабля в том, что его капитану часто приходится действовать автономно, для этого требуется огромная выдержка, расчетливость и самостоятельность действий. По словам сослуживцев, всеми этими качествами губернатор Севастополя обладает в полной мере.
При этом Меняйло не штабной, а боевой офицер, принимавший участие в разрешении конфликта в Южной Осетии в 2008 году. После этого вице-адмирал был назначен заместителем командующего Черноморским флотом.
Надо посмотреть правде в глаза — Крым сейчас почти на военном положении. Энергетическая и продуктовая блокада, агрессивная страна по соседству, жаждущая поквитаться даже больше, чем вернуть утраченные земли. Всё это не оставляет сомнений в том, что сейчас в руководстве Крыма необходим человек военный, с опытом не только руководящих, но и оборонительных действий. Губернатор должен быть стратегом, а не только администратором. И в этом отношении фигуру лучше, чем Сергей Иванович Меняйло трудно себе представить.
Но когда тревоги и потрясения для Крыма закончатся — а они закончатся — особое положение и роль полуострова по-прежнему будут предъявлять повышенные требования к тому, кто стоит у руля.
Крым — это морской форпост России, одни из важнейших российских «ворот», которые ведут теперь не только к агрессивно настроенной Украине, но еще и к враждебной Турции, откровенно поддерживающей ИГИЛ*.
Экономическое и геополитическое значение Крыма трудно переоценить. Неспроста веками на полуострове строили свои базы греки, римляне, генуэзцы, остатки городов которых мы видим сейчас у Феодосии, Севастополя и Евпатории. Это в «незалэжные» времена Крым превратился в умирающую здравницу, стремительно теряющую лоск советских времен. По исторической справедливости, полуостров должен получить шанс вернуть былое величие.
Особенно ярко лучами побед прошлого освещен, конечно, Севастополь, где базируется Черноморский флот России. Значимость Севастополя подчеркнута статусом города федерального значения, в силу чего возглавляет его не мэр, а губернатор.
Даже в украинский период боевые корабли не покидали город, и Севастополь фактически оставался российским городом. То, что после возвращения Крыма в лоно России, Севастополь возглавил вице-адмирал Сергей Меняйло, оказалось лучшим из возможных вариантов. Безупречный морской офицер символически наследует флотоводцам, которые отстояли эти земли в Крымскую войну. Адмирал Нахимов, вице-адмирал Корнилов, контр-адмирал Истомин несли ответственность за судьбу города, полуострова и всей страны. Сергея Меняйло, безусловно, можно считать правопреемником этой миссии.
Традиции на флоте чтут свято, поэтому и в нынешние времена честь офицера — не пустой звук. Это особенно важно в ситуации, когда, с одной стороны, руководителю необходимо сдерживать противника извне, а с другой — противодействовать, порой, более опасным внутренним врагам, в том числе, коррупционерам, которых в последнее время все чаще предлагают приравнять к государственным изменникам.
За полтора года Меняйло доказал, что он не только блестящий офицер, но и умелый руководитель. Он продемонстрировал умение принимать эффективные управленческие решения, причем в условиях кризиса.
Разумеется, на голову губернатора все полтора года сыпались обвинения в мыслимых и немыслимых грехах. Аналитики на зарплате бросились рисовать ему взятые из воздуха заниженные рейтинги, а политологи — писать прогнозы о скорой отставке Меняйло. Однако этот заказной мусор для губернатора — ракушки на днище корабля — как прилипли, так и отвалятся. Причина тому кроется в еще одном сильном козыре Меняйло — это его незапятнанная репутация. Откровенно говоря, этим могут похвастаться далеко не все современные политики. В 2015 году россияне были огорошены двумя «чертиками из табакерки» — Хорошавиным и Гайзером, последовательно вылетевшими из губернаторских кресел за коррупцию. Для Крыма в переходном периоде такой удар был бы фатален. Ставки очень высоки, и полуострову сейчас нужен именно жесткий последовательный руководитель с чистыми руками. Такой как Меняйло.
Причем запрос этот существует не только в пределах Крыма. Когда Россию сотрясает экономический кризис и неизбежно следующие за ним политические противоречия, необходимо сохранять в кадровой обойме тех, кто ставит интересы России несоизмеримо выше, чем разборки внутри элит и личная выгода. И это открывает перед Сергеем Меняйло огромные перспективы в российской политике не только как региональному, но и как федеральному руководителю.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.