Благодаря победам на собрании республиканцев в Кентукки, а также на праймериз в Луизиане Дональд Трамп приблизился на один шаг к выдвижению в президенты.
В ходе последних семи выборов начиная с 1988 года выдвиженцами от республиканцев в разное время становились Джордж Буш-старший, Боб Доул, Джордж Буш-младший, Джон МакКейн, Митт Ромни. Сегодня все они выглядят напуганными победами Трампа, однако лишь немногим меньше их настораживает альтернатива Трампу в лице Теда Круза.
Никогда еще правящая верхушка республиканцев не была настолько «недосягаемой». Рядовые республиканцы восстали против нее не только потому, что им претят поражения отцов нынешних лидеров партии — их не устраивают и сами нынешние лидеры.
Некоторые элиты Старой Доброй Партии, в течение президентства Обамы терпеливо дожидавшиеся момента, когда можно будет перехватить контроль над внешней политикой Соединенных Штатов, сегодня приведены в отчаяние успехами Трампа.
116 членов республиканской комиссии по национальной безопасности, среди которых много ветеранов администраций обоих Бушей, поставили свои подписи под открытым письмом, в котором говорится: в случае если Трамп станет партийным выдвиженцем, все они «дезертируют», а некоторые — перейдут в лагерь Хиллари Клинтон!
«Хиллари — существенно меньшее зло», — считает Элиот Коэн, работавший в Госдепартаменте во времена Буша II. Если верить обозревателю издания Politico Майклу Кроули, именно Коэн организовал подписание неоконами манифеста «Сбросить Трампа».
Другой подписант, Роберт Каган, откровенничает в The Washington Post: «Единственным выходом будет голосование за Хиллари Клинтон».
Это они всерьез? Что так мучает этих ренегатов и перебежчиков?
Трамп называет войну в Ираке, которую многие из них горячо поддерживали, историческим промахом. Трамп говорит, что, продолжая поддерживать Израиль, он будет нейтральным и честным посредником в мирных переговорах Израиля с палестинцами, каким был Джимми Картер в Кемп Дэвиде. Трамп утверждает, что мог бы «очень хорошо сойтись» с Владимиром Путиным, как это получалось у Ричарда Никсона с Леонидом Брежневым и Мао Цзедуном. Трамп не даст старта новым крестовым походам за демократию. Он построит обещанную стену на границе. Он прекратит спонсирование американскими налогоплательщиками богатых союзников, превышающее их собственные затраты на самооборону. Неужели американцы готовы отвергнуть большинство из вышеперечисленного?
Ультиматум неоконов красноречиво иллюстрирует характер их лояльности.
С каждой новой атакой на Трампа со стороны бывших президентов и бывших выдвиженцев, с каждым новым шагом внешнеполитических элит в сторону превращения в изгоев — «иерархи» Старой Доброй Партии фактически заявляют: «Мы умертвим Трампа точно так же, как команда Рокфеллера-Ромни умертвила Барри Голдуотера» *.
Это в чистом виде политика, основанная на принципе «Будет по-моему или будет никак». Но это еще и поднимает вопрос: способен ли истеблишмент остановить Трампа?
Ответ: да, это возможно, и мы это узнаем к полуночи 15 марта. Если Трамп потеряет Флориду и Огайо, где результаты праймериз имеют принципиальное значение, то, по всей вероятности, он не наберет достаточного количества голосов среди 1237 делегатов, необходимых для выдвижения на первичном голосовании.
Как противостоящие Трампу силы могут победить его в Огайо, Флориде и Иллинойсе? Теми же способами, что были использованы для того, чтобы в Вирджинии, Луизиане и Кентукки он лидировал с гораздо меньшим отрывом, чем предсказывали социологические опросы.
Каждый праймериз с участием Трампа предваряет шквальная атака в радио- и теле эфире, в кабельных и социальных медиа, все это щедро оплачивается олигархами и осуществляется с помощью Комитетов Политического Действия (PACs)**. При этом Трамп, сам финансирующий свою кампанию, не истратил почти ничего для отражения этих атак или для «раскрутки» своих идей. Он опирается практически только на свободные масс-медиа. Однако свободные медиа не в состоянии состязаться с теми, кто ведет по нему огонь каждый час, каждый день и в каждом штате, где проводятся праймериз.
Комитет Политического Действия, поддерживаемый семьей миллионеров Рикетс из Небраски, израсходовал миллионы на информационную войну против Трампа. «Фонд будущего Америки» на прошлой неделе истратил на нее 1.75 миллиона долларов во Флориде, «Клуб роста» — 1.5 миллиона.
Владелец хедж-фондов миллиардер Пол Сингер поддерживает Комитет Политического Действия «Консервативные решения», уже вложивший миллионы в агитацию против Трампа и запланировавший истратить на нее 7 миллионов долларов с 1 по 15 марта, из которых 4 миллиона будут потрачены во Флориде. Беспрецедентные суммы.
По тому, насколько успешно выступает Трамп в Мичигане и Миссисипи в контексте результатов недавних опросов, мы увидим насколько «свирепо» воздействуют на сердца и умы граждан Комитеты Политического Действия.
Могут ли миллионеры и миллиардеры, поддерживающие политику открытых границ, массовую иммиграцию, глобализацию и поглощение национальных государств транснациональными «коллективами», победить миллионами долларов патриотическое движение, развернувшееся в нынешнем году на удивление Америке и всему миру?
Можем ли мы мириться с тем, что гордое крылатое выражение XVIII века «Сэр, здесь правит народ!» в наше время «отменено» правящими олигархами?
*Барри Моррис Голдуотер (Barry Morris Goldwater 1909−1998) — американский политик, кандидат Республиканской партии в президенты страны на выборах 1964 года, сенатор от штата Аризона в 1953—1965 и 1969−1987 годах. Участвовал во Второй Мировой войне, придерживался правоконсервативных взглядов. На выборах президента проиграл со значительным отставанием (получил 38% голосов избирателей и лишь 52 голоса выборщиков, выиграв только в родной Аризоне и 5 южных штатах) представителю демократов Линдону Джонсону.
**PAC (Political Action Committee) — Комитет Политического Действия, политическая организация, имеющая право сбора и вложения неограниченных денежных сумм. Такие организации не могут напрямую финансировать политиков и политические партии, однако могут оплачивать агитационные кампании в защиту или против политических фигур.
Перевод Станислава Варыханова.