Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
28 марта 2016 12:52

Антикризисные книги Романа Сенчина

Почему сегодня хочется читать о героях-неудачниках

1846

Роман Сенчин известен многим как писатель хороший, но крайне мрачный. Наверное, поэтому его творчество до недавних пор как-то проходило мимо меня. А тут купила по случаю его «Московские тени» и увлеклась так, что потом прочитала разом еще несколько книг Сенчина. Ну еще бы, ведь главный герой почти всех его книг — неудачник, не умеющий приспособиться к суровым современным реалиям. И сюжет книг — сплошной негатив. Но вот что парадоксально: в наши дни, когда жизнь становится все нестабильней и хуже, мрачность Сенчина наоборот греет душу.

Почему? Природа человеческая такова, что нам всегда приятнее слышать истории чужих неудач, нежели успехов. Отрицать данный факт означает лицемерить перед самим собой, что абсолютно бессмысленно и смешно.

И что пользы читать о чужих удачах и достижениях? Скажем честно — это только повод расстраиваться и ощущать собственную несостоятельность. Истории чужих успехов нужны лишь в тех случаях, когда ситуация применима к тебе и «успех» можно хотя бы частично повторить. Но подобное работает скорее при чтении прикладной, чем художественной литературы. А в последней, как правило, истории чужого успеха не приносят практической пользы, вызывая лишь досаду и раздражение.

И потом, ведь все люди и так стараются улучшить свое положение, да только не у всех получается. А тут еще экономический кризис, рост цен. Работать приходится больше, а денег получается меньше. В такой ситуации никак нельзя портить себе настроение завистью к удачам других.

Читать же книги, у героев которых все хуже, чем у тебя, или, по крайней мере, не лучше, как минимум, приятно, а то и утешительно. И в произведениях Сенчина герои как раз такие. Непрактичные, нерасторопные, наделенные от природы скудным запасом жизненных сил.

Жизненные силы, энергичность — этот весомый фактор часто упускают из виду, критикуя людей за неспособность чего-то добиться. Как будто человек виноват, что родился таким на свет. Ему и так плохо, а его еще и пинают со всех сторон, насмехаясь над ним. Ставят в вину то, что на самом деле является его бедой.

А Роман Сенчин, как сказали бы критики прежних времен, встает на защиту «маленького человека». Выражаясь конкретнее, писатель отстаивает право обычного человека быть таким, каков он есть, и не гнаться за «обретением жизненного успеха», а жить своей жизнью.

Продолжая традиции русской классики, Сенчин подчас смотрит на нее под совершенно неожиданным углом:

«В автобусной давке и духоте меня посетило размышление о трагической, но героической жизни Ильи Ильича Обломова. Вот он, ярчайший тип неприятеля действительной жизни — тупой суеты. Пытались его переделать, тормошили, мучили. Зачем издевались? За что? И — главное — ради чего? Толкали его в эту гниющую жижу, смеялись над ним, обманывали, обижали». (Книга «Наш последний эшелон», повесть «Глупый мальчик».)

С подобным прочтением романа Гончарова можно спорить, но именно в такой трактовке Обломова Сенчиным лежит один из ключей к пониманию его собственных героев.

Творчество Сенчина с его мрачной картиной мира близко к романам Достоевского и депрессивной части творчества Чехова. Правда, если у обоих классиков это компенсируется наличием веселых и жизнерадостных рассказов (еще в школьные годы, впервые прочитав «Дядюшкин сон», я была поражена, что Достоевский писал и такие задорные вещи), то у Сенчина, судя по прочитанным мною книгам, понимание мрачности бытия стабильно и незыблемо, прямо как рост курса доллара за последние десятилетия. Но, вопреки этому, читать Сенчина весело, как, наверное, было весело и современникам Гончарова читать про злоключения Обломова. Герои Сенчина, вызывая сострадание и жалость, одновременно вызывают и улыбку.

Пожалуй, больше всего наслаждения мне доставила повесть «Зима» из книги «Чего вы хотите»? Герой повести — житель приморского городка, в котором я сразу узнала Феодосию времен Украины. Нигде не работает, живет зимой на те деньги, что получает летом со сдачи квартиры отдыхающим. Пять-семь месяцев беспросветного безделья! Ситуация доведена до некоторого абсурда. Герой настолько плох, что его даже не хотят затянуть в семейную кабалу одинокие женщины «за 30» — официантка из ресторана и сотрудница маленького музея. Женщины с неустроенной личной жизнью, потерявшие надежду на «принцев». И вот, казалось бы, надо «хватать жениха с руками». Тридцать шесть лет, с двухкомнатной квартирой, не алиментщик… Но, однако, не хватают.

На фоне такого героя читатель неизбежно приподнимется в собственных глазах, почувствует себя состоятельным, деловым, расторопным. И квартирка покажется уютней, и пейзаж за окном веселей. Отцы семейств ощутят гордость за то, что, как могут, обеспечивают жен и детишек, женщины осознают, что их «благоверные» не так уж плохи.

Ну а если положение героя вдруг совпадет с положением читателя, можно утешиться мыслью, что «не один ты такой». И что даже в Москве, которую принято называть городом больших возможностей, далеко не все смогли добиться так называемого успеха — читайте сборник «Московские тени». А если, к примеру, у вас прогорел бизнес, то залечить раны поможет «Нубук». Почти на все неудачные случаи жизни у Сенчина найдется что-нибудь утешающее.

Однако не следует думать, что Сенчин — автор лишь для тех, в чьей жизни наступили не лучшие времена. Его книги могут сослужить хорошую службу и тем, кому сейчас двадцать лет и у кого, что называется, все еще все впереди. Да, это мрачнуха. Как и в провинциальных рассказах Чехова. Но такие произведения иной раз побуждают людей менять свою жизнь.

Так лично на меня в юности оказала громадное влияние драма Чехова «Три сестры». Я так живо представила себя через десять лет на месте этих несчастных сестер, что твердо решила не возвращаться в крохотный родной городок после института. Это была трудная задача для такого слабого, малоэнергичного человека, как я. Тем более что на тот момент — 1995 год — моя семья жила в нищете и не могла поддержать меня материально, хотя бы дать денег на съем комнатушки, пока не найду работу. Но панический страх повторить судьбу чеховских героинь мобилизовал инстинкт самосохранения и наполнил мою нерешительную душу «мужеством отчаяния».

Полагаю, и произведения Романа Сенчина способны кому-то помочь обрести «мужество отчаяния», побудить шевелиться ради того, чтобы не завязнуть в болоте и не повторить судьбу некоторых его героев.

А если человек шевелиться не хочет, то он, опять-таки, может утешиться мыслью, что не обязан этого делать, что имеет полное моральное право жить так, как ему хочется, а не так, как считают некоторые умники. И разве, например, в Библии сказано, что каждый порядочный человек обязан стремиться заработать как можно больше денег, сделать евроремонт, поменять старенькие «жигули» на подержанную иномарку? То-то же!

Художественные достоинства произведений Сенчина оценивать не берусь: пусть этим занимаются литературные критики. А вот что я оценила уже не как читатель, а как писатель, так это писательское мужество Романа Сенчина.

В чем оно заключается? Да в том, что Роман Сенчин пишет вопреки настоятельным рекомендациям профессионалов. То есть пишет «неправильно», не так, как полагается писать, чтобы завлечь читателя.

Прочитав рассказ «Вдохновение» из сборника «Наш последний эшелон», я сделала вывод, что Сенчину не раз указывали на то, что он пишет «неправильно».

«… — Понимаешь, людям и так в жизни хреново живется, а тут они еще это почитают… Что они увидят в твоей писанине? Они этим и так по горло сыты. По-моему… Я не знаю, что там говорят вам в вашем институте, но задача литературы, если она есть, конечно, не в таких делах… Не в таких вещах, как у тебя»…

«- А ты что, «Тихий Дон» читал?

— Ну да… Осилил как-то тут. Вот настоящая книга, про жизнь, про людей. Люди разные, жизнь у них разная, обстоятельства. Нельзя на все с одной точки смотреть. А ты все одно и то же, с позиции чмыря какого-то… Пиши объективно!"

Пиши объективно! Соблюдай принцип правдоподобия, а не правды, чтобы читателя не стошнило от этой самой правды! Дай читателю хотя бы одного персонажа, с которым он мог бы себя ассоциировать!

Ничего такого Сенчин делать не хочет. О чем и заявляет вызывающе герой повести «Вдохновение», надо полагать, во многом списанный с автора.

По идее, книги Сенчина должны быть обречены на неуспех. И, надо заметить, в отзывах их частенько ругают. Но одновременно многие и хвалят. Точнее, даже не то что хвалят, а…

Да примерно как я: читают, чтобы получить от произведений Сенчина некую подпитку и пользу. Заряд позитива через негатив. А что еще нужно в нынешних кризисных реалиях? Поскольку же Россия на протяжении всей своей истории периодически окунается в разруху, кризисы и другие беды, которые с высоких трибун стабильно называют «временными трудностями», то можно не сомневаться — книги Сенчина будут востребованы еще не одним поколением читателей.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня