Демократия перестала быть «ценностью». Это начали признавать даже в Западной Европе, хотя все еще стараются хвататься за иллюзию распределения власти между всем населением. В США, например, эту иллюзию оставляют самым простым представителям электората… Но те предпочитают поддерживать Трампа. Почему? Потому что Трамп режет правду-матку, называет все своими именами.
Кто понаивнее (или кто получил денег от дрожащих в страхе «демократических» лидеров) — нашлось немало таких — подписали петицию против Трампа, мол, он пообещал закрыть мечети, вести базу данных мусульман и отлавливать детей незаконных мигрантов. А результат? Очевидно, мировая популярность Трампа не за горами. Может, он сам устроил эту акцию «имени против себя»?
Но в ЕС, похоже, многие лидеры, пусть и не все, в плену демократической иллюзии. Когда премьер Исландии уходит в отставку только потому, что все узнали — он пользовался офшором, это не «честная власть». Это глупая власть. Впрочем, Исландия — маленькая страна, почти деревня, она может себе позволить глупости. Крупным странам так нельзя, иначе любой прыщавый хакер, накопавший «стремной инфы» и вываливший ее в паблик, сможет привести страну к кризису, развалу, гражданской войне.
Так что же теперь, отказываться от «завоеваний демократии»? Да нет, отказаться следует лишь от иллюзии. Никаких особых «завоеваний» просто не существует: серьезные вопросы так или иначе решаются профессионалами. Просто где-то считается дурным тоном говорить правду о том, как делаются дела. Но, вообще-то, считать правду дурным тоном — это тоже дурной тон.
Особенно, когда правда очевидна. Завравшиеся европейские лидеры ненавидят беженцев — но приглашают их. И при этом нашептывают туркам, чтобы те попридержали дикарей. Те же лидеры терпеть не могут Украину и устраивают голландский референдум — но попробуй, заставь хоть одного из них правдиво признаться: мол, украинцы, мы вас считаем за арабов, и идите вы степью.
Впрочем, Европа начинает прозревать. Те, кого называют порой «ультраправыми», зачастую по своим программам не радикальнее обычных консерваторов. Но в риторике — ультраправдивы. Что дает им серьезные преимущества перед елозящими и смущающимися собственного вранья «традиционными» лидерами.