У Лебедева за плечами уже немало картин, самые известные из которых «Волкодав», «Звезда», «Легенда № 17». Его можно назвать профессионалом, но, скорее, с технической точки зрения — что-то неживое присутствует почти во всех его работах, несмотря на кипение страстей на экране. Собственно, таким получился и «Экипаж» — фильм, где технические, визуальные эффекты преобладают над историей человеческих отношений главных героев. Впрочем, смотреть взрывы, взлеты и эквилибристику в воздухе, на грани жизни и смерти — тоже дело увлекательное. И на это совершенно правильно рассчитывали создатели фильма.
Фильм сразу заставляет вспомнить одноименную картину Александра Митты, снятую в 1979 году. Авторы взяли за основу общую идею предыдущего фильма (толчком к созданию которого, как говорят, послужил американский фильм «Аэропорт») и двухчастную структуру — контраст мирной жизни героев и их поведения в экстремальной ситуации. И хотя новая картина не является в буквальном смысле римейком, сравнения с предыдущим фильмом все равно неизбежны.
В титрах — благодарность Александру Митте за уроки мастерства и вдохновение (сам Митта появляется в фильме в крошечной роли). К сожалению, не все уроки мастера оказались усвоены на пятерку. В частности, до психологизма Митты новому «Экипажу» оказалось далеко. Как и в предыдущем фильме, мы сначала знакомимся с повседневной жизнью персонажей «до» катастрофы. Жизнь эта, однако, выглядит не особенно богатой событиями, а главные персонажи — довольно схематичны. Молодой летчик Гущин (Данила Козловский), чересчур принципиальный (это качество подчеркивает излюбленное режиссерами серьезно-страдальческое выражение лица Козловского), и потому отовсюду увольняемый, ухаживает за коллегой-пилотом Сашей Кузьминой (Агне Грудите), на других девушек не смотрит, быстро сходится и также быстро ссорится с любимой, поскольку та не разделяет его сочувствия к беженцам из Африки. Пилот Кузьмина, в свою очередь, не очень страдает от потери любимого, поскольку считает себя взрослее его (герой Козловского и правда слегка инфантилен), но страдает от того, что ее считают не пилотом, а «бабой за штурвалом» — веяние новых времен.
Далее, опытный пилот Зинченко (Владимир Машков), по-лубочному строг с сыном и ревнив с женой. Он то строго отчитывает Гущина (Козловского), по поводу и без, то, напротив, говорит, что у Гущина «руки-крылья», то пеняет ему на неопытность — в общем, наставник еще тот. Да и не верится как-то этому воспитателю — может, сказываются предыдущие «бандитские» роли Машкова. Бортпроводника (Сергей Кемпо) постоянно «отшивает» бортпроводница (Катерина Шпица), поскольку бортпроводницы гуляют только с летчиками.
Начальство, конечно же, все бюрократы и подхалимы, угодничают перед большими шишками и не считаются с рядовыми сотрудниками. ВИП-пассажиры — иначе и быть не может — наглые хамы, которые, несмотря на правила, пьют и курят в салоне и, конечно, заслуживают удара по морде. В последнем наблюдении, впрочем, есть доля истины. Если в советском фильме чуть ли не главное испытание для героев — медосмотр — т.е. уволят тебя по здоровью или оставят летать, то герои Машкова и Козловского сказали бы: «эх, ребята, нам бы ваши проблемы в век чистогана!» В новой версии «Экипажа» (так сказать, в эпоху капитала), главный враг летчика — деспотичное начальство и богатые клиенты, которые называют пилотов извозчиками и требуют выполнения своих капризов. Поэтому самой приятной и убедительной в фильме получилась сцена, где благородный герой Данилы Козловского наказывает зарвавшегося богатея.
Схематичность главных персонажей, тем не менее, не мешает зрителю на одном дыхании досмотреть вторую половину фильма, где экипаж попадает на вулканический остров, и вжиматься в кинозальное кресло вместе с пассажирами при каждом трюке. Пассажиры, правда, тоже невыразительны — из всей массы успевает примелькаться лишь какая-то Маргарита (Алена Бабенко), упорно ищущая сестру, и комичный дядька, который зачем-то спросил, будут ли кормить. Между тем, массовка в жанре «экшн» тоже нуждается в ярких деталях — как, например, в фильме у Митты, где после приземления, пассажир вскакивает с носилок и начинает бегать от санитаров с криком «я живой!» Этого, к сожалению, нет в новом фильме Лебедева, где пассажиры выглядят безликой массой. Напряженное действие фильма несколько скрашивает ситуацию.
Но вот проходят два с лишним часа экранного времени. Самолет приземляется, в буквальном смысле слова, на одном крыле, мы облегченно вздыхаем, а героев-летчиков, вместо того, чтобы наградить, беспринципные директора тянут к ответу за нарушение инструкций. Герои уволены из частной авиакомпании, но, к счастью, попадают под надежное крыло «Аэрофлота», где начинается их новая светлая карьера в белых костюмах. В таком финале фильма видится что-то чуть ли не символическое: конец эпохи частных лавочек — да здравствует госслужба во всех ее видах — только государство нас накормит, защитит и поможет снять кино.
С благостным чувством в душе зритель выходит из зала. Он не удивлен, видя повсюду рекламные постеры «Экипажа». И, конечно же, будет чаще летать «Аэрофлотом». Но шутки — шутками, а все-таки обидно, что этот яркий, эффектный и зрелищный, в общем-то, знаковый для российского кино фильм оказался столь бледен в изображении человеческих характеров — ведь это всегда было сильной стороной нашего небогатого на спецэффекты, но душевного кино.