Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
5 июля 2016 13:28

Три пути для Украины

Юрий Нечипоренко о вечном поиске идентичности и «незалежности»

14272

В связи с трагическими событиями последних лет на Украине, тема поиска своего места в истории и культуре, своего пути в жизни стала очень актуальна для думающих украинцев. Молодым жителям Украины киевские власти предлагают некую новую «идентичность», сконструированную из набора, в который входит вольный образ жизни («незалежность», или «казацкая воля: не под ляхами, не под москалями»), исторические обиды и травмы — результат отношений с соседями (коллективная идентичность обычно связана с травмами, и эмоции помогают преодолеть скачки в сознании, о чём ранее писал ранее Юрий Шарапкин).

Есть несколько примеров, которые позволяют представить судьбу жителя новой Украины в исторической перспективе. Для простоты их назовём путь Мазепы, путь Гоголя и путь Махно — по имени трёх знаменитых выходцев с Украины. Их разделяет примерно 200 лет: через 100 лет после кончины Мазепы родился Гоголь…

История Мазепы хорошо известна на Западе: благодаря Вольтеру, Гёте и Байрону, он стал героем художественных произведений. Заметим, что Мазепа служил верой и правдой Петру I двадцать лет, имел огромные владения в России и на Украине, прежде чем перейти под знамёна Карла XII и всё потерять в 1708 году. Он боролся с Запорожской Сечью, и заслужил тавро «москаля» среди земляков (хорошо об этом сказано в недавней книге Сергея Белякова «Тень Мазепы»). Итак, когда вблизи границ Малороссии появился «непобедимый» Карл XII, Мазепа решился переметнуться на его сторону. Мы не будем обсуждать здесь это решение, но заметим, что благодаря ему Украина получила страшную резню в столице Мазепы — Батурине, когда русское войско под предводительством Меньшикова уничтожило склады оружия, провиант вместе с людьми предателя Мазепы.

Карл XII не получил от Мазепы обещанной поддержки — ни продовольствия, ни пороха, ни фуража — да и число сторонников Мазепы резко уменьшилось, когда они узнали, что надо будет воевать с москалями. Мазепа таким образом обманул Карла, и одна из причин сокрушительного поражения в Полтавской баталии — как раз отсутствие пороха у шведов. Вскоре погиб и Карл, и умер в Бендерах Мазепа… Каким после этого героем украинского народа может быть Мазепа, каждый решает сам.

Мазепа близок нынешним киевским властям скорее как пример «независимого» поведения. Он искал силы на Западе, заключил союз со шведами, союз, после которого проиграл и он, и шведы. Мазепа находился в кланово-феодальной парадигме, он предал своего сюзерена и переметнулся к более «сильному» — который на деле оказался слабее.

История Мазепы даёт урок и властителям Украины, и правителям Запада. Украина вызревала между тремя центрами сил: Московией, Речью Посполитой и Османской империей (с её вассальным Крымским ханом). Лавирование вошло в национальную привычку — как выжить на «Диком поле»? Сейчас ситуация отчасти напоминает те времена: вновь есть три центра сил: Россия, Западная Европа и США. Лавирование киевских властей продолжалось, по народной пословице «ласковое теля двух маток сосало» более двадцати лет, что привело к национальной катастрофе: утрата Крыма, война в Донбассе…

Махно был революционером, удачно воевал, возглавлял Крестьянскую республику — он хотел быть независимым и строить справедливое общество в русле учения анархизма, не подчиняясь диктату большевиков. Потерпев поражение от сил Красной Армии, он был вынужден эмигрировать и скончался в Париже в 1934 году, в возрасте 45 лет. Путь, по которому он пошёл, в тех обстоятельствах оказался тупиковым — но Махно смог, хотя бы ненадолго, реализовать представления о независимости, создав вольную территорию, где не было диктата центральных властей и где простой селянин мог защищать себя, своих близких и родных с оружием в руках. Парадокс заключается в том, что его идеальные представления о крестьянской воле были воплощены в пекле Гражданской войны.

Гоголь, который в детстве говорил и думал на украинском языке, совершил «русский поворот» — и обратился к литературе на русском языке. Это позволило ему стать писателем и обрести мировую славу. Но сам Гоголь, как показывает Ласло Тикош, вместе со своими героями находился в поиске идентичности: он был по сути бездомным человеком, и поиск своего места в жизни продолжался всю жизнь, может быть, только в конце он нашёл такое место — уже на небесах.

По пути Гоголя пошли многие молодые люди, которые реализовали свои творческие силы в русской культуре — и таким образом нашли кратчайшую дорогу к мировой славе. Можно вспомнить Антона Макаренко, одного из создателей педагогики ХХ века, и конструктора Сергея Королёва, которые реализовали себя в русле русской культуры. Королёв начинал обучение в Киеве и писал в графе «национальность» тогда «украинец», не зацикливаясь на украинской идентичности и независимости.

Итак, у каждого из жителей Украины есть по крайней мере три примера для подражания, три пути и три возможных жизненных стратегии. Одна — архаичная, вторая идеалистичная и третья — прагматичная. Я уже писал, что Гоголь выводит в образе кузнеца Вакулы прагматичного персонажа, которому нет дела до казацкой воли — ему нужны царские черевички. Хотелось бы, чтобы этот пример был для молодых украинцев наиболее притягательным.

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня