Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Кондовая» дипломатия

Молдова совместно с Украиной продолжает политику односторонних мер давления на Приднестровье

2561

В конце июля в Молдове и Приднестровье с официальным визитом побывал Министр иностранных дел ФРГ, Действующий Председатель ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер. Как это традиционно бывает, в Кишинёве визит столь высокопоставленного европейского политика и дипломата был воспринят как очередной повод, чтобы отчитаться и выслужиться перед своими т.н. «партнёрами по развитию».

Опрокинувшаяся в олигархическую бездну молдавская политическая система трещит по швам. Еженедельно из Кишинёва приходят новости об организуемых оппозицией вотумах недоверия Правительству Республики Молдова и мини-вотумах недоверия отдельным молдавским Вице-премьерам и министрам. Украденный миллиард долларов по-прежнему не найден, а сама история использована для запуска череды «посадок» политических оппонентов, щедрые европейские и американские гранты и кредиты расходуются не по назначению, а пропагандируемые Европейским союзом демократические реформы на «молдавской почве» выглядят не более чем симуляцией.

Республика Молдова из той самой «европейской истории успеха» за несколько лет превратилась не только в западной прессе, но и в реальном восприятии своих «старших партнёров» в «захваченное государство», полностью дискредитировав себя перед «партнёрами по развитию». Европейскому союзу надоели попытки молдавских властей прикрыть коррупцию, избирательное правосудие, собственную вороватость и несостоятельность ритуальными рассуждениями на тему европейского выбора и европейских ценностей.

В этой ситуации шатающееся Правительство Молдовы цепляется за любую тему, которая может позволить ему генерировать минимальную поддержку Запада и, прежде всего, столь интересное Кишинёву финансирование. Отсюда активизация в период до и после визита Министра иностранных дел ФРГ рассуждений о статусе Приднестровья, инициированных в Молдове на самом высоком уровне. Так, в понедельник на совместной пресс-конференции спикер молдавского Парламента Андриан Канду сообщил: «Мы отдаем себе отчёт, что в ближайшие полгода не сможем обсуждать с нашими приднестровскими коллегами особый статус региона, учитывая выборы, намеченные там на конец года», — сказал Канду. Политик добавил, что Кишинев за это время может начать обсуждение и подготовку «домашнего задания». Ему вторит Премьер-министр Молдовы Павел Филип: «Пока, к сожалению, обсуждаются только социально-экономические проблемы. Нам необходимо перейти и к обсуждению вопросов, которые касаются статуса этого региона, и проблем безопасности» «Планируем, что в самом ближайшем будущем состоится более глубокое обсуждение в правительстве и с гражданским обществом по вопросу особого статуса Приднестровья, чтобы знать, какие дальнейшие шаги предпринимать».

Что это? Реальная попытка прийти в 2017 году с некой концепцией, убедить международных партнёров её поддержать и обвинить Приднестровье в бездействии, отказе от шагов навстречу? В Республике Молдова ведь очень хорошо понимают, что согласованная в 2012 году тактика «малых шагов» себя оправдывает, поскольку она нацелена на решение конкретных практических вопросов и улучшение жизни граждан обеих сторон. Однако каждое позитивное решение не только двигает переговорный процесс вперёд, но и расширяет потенциал выживаемости Приднестровья. Именно по этой причине тактика «малых шагов» и вообще существующая ситуация в переговорном процессе подвергается острой критике в отдельных кругах в Молдове.

Любые обсуждения «Берлинского протокола» заседания «Постоянного совещания…» в формате «5+2», фиксирующего временные рамки и параметры урегулирования целого ряда острых социально-экономических вопросов, воспринимаются в Кишинёве с паническими нотками. Дело в том, что реализация положений документа будет способствовать устранению целого ряда барьеров в области свободы передвижения, гражданских прав населения Приднестровья, что противоречит эксплуатируемой Молдовой парадигме одностороннего внепереговорного удушения Приднестровья при активной помощи Украины.

Желание обсуждать вопросы статуса — это, в сущности, констатация отказа Республики Молдова от согласованной в 2012 году тактики «малых шагов», которая на определённом этапе позволила организовать относительно бесконфликтное взаимодействие и решить отдельные вопросы, актуальные для обеих сторон. Удалось стабилизировать ситуацию с деятельностью румынских школ, активизировать взаимную торговлю (этому в большой степени способствовала отмена Приднестровьем 100%-ной заградительной пошлины на товары из Молдовы), улучшить положение дубоссарских фермеров. В свою очередь, Приднестровье получило определённые «поблажки» в области свободы передвижения, до недавних пор эффективно функционировало железнодорожное сообщение, были отменены плата за таможенное оформление экспорта и импорт приднестровских товаров в Молдове, экологический сбор.

Сейчас необходимо решать вопросы в области автотранспорта, признания приднестровских дипломов об образовании, восстановления прямой телефонной связи. РМ это делать не готова, поскольку там главенствует мнение о том, что решение этих вопросов будет равнозначно усилению Приднестровья, а, следовательно, сделает Приднестровскую сторону менее сговорчивой в переговорах. Гораздо проще, пользуясь поддержкой Украины и других международных партнёров, блокировать любой потенциал развития Приднестровской Молдавской Республики, ожидая пока «созревший плод» сам упадёт в руки инициаторам санкций и блокад.

И Молдова совместно с Украиной продолжает политику односторонних мер давления на Приднестровье. По сути, Молдова проваливает работу по построению атмосферы взаимного доверия, превращая переговоры в фикцию, в «фиговый лист», нужный исключительно для отвлечения внимания от подспудных односторонних шагов. Рассуждения о статусе Приднестровья — это (помимо механизма получения бонусов от ЕС и США, разочаровавшихся в Молдове) ещё один способ отвлечь внимание международных партнёров от сущностных вопросов и глубинных процессов.

Вместе с тем любые дискуссии о статусе многократно разбивались о существующую политическую практику. Успехов не добился ни ОБСЕ-шный план урегулирования 1993 года, ни Совместная конституционная комиссия, действовавшая в 2001—2002 годах, ни «Меморандум Козака», ни «План Ющенко». Всякий раз молдавская сторона проваливала мирные планы, порою в последний момент, поскольку не была готова поставить под вопрос стабильность своей внутриполитической системы и безраздельное господство в ней антироссийских сил и политических проектов, а также свой прозападный, проевропейский и пронатовский внешнеполитический курс. В таких условиях и после принятия Закона 2005 года любые концепции урегулирования, основывающиеся на потенциальном «общежитии» Приднестровья и Молдовы, стали утопичными. Тем более что в Приднестровье 17 сентября 2006 года был проведён референдум, в ходе которого народ республики однозначно высказался за независимость с последующим свободным присоединением к Российской Федерации.

Теперешние разговоры об особом статусе Приднестровья — это некая дань политической моде и попытка выслужиться перед своими западными партнёрами, продемонстрировав свои потенции в реализации хотя бы одного из пунктов требований ЕС в контексте подписанных договорённостей об Ассоциации. Не зря такие рассуждения о статусе поступают из Кишинёва аккурат в преддверии знаковых визитов европейских представителей — в этот раз в Молдове и Приднестровье был Действующий Председателя ОБСЕ, Министр Штайнмайер. Ему, наверняка, было важно услышать, что усилия Германии на посту Председательствующей в ОБСЕ хоть немного отзываются в Молдове, что молдавские политики готовы участвовать в попытках Германии продвинуться на треке приднестровского урегулирования, «реанимировав молдавского пациента». Посему все заверения Спикера Парламента РМ и Премьер-министра Молдовы не более чем очередное проявление молдавской «кондовой дипломатии», которая по итогам зачастую трансформируется в чистосердечные признания в том, что никакого реального видения статуса нет и не будет.

Между тем Приднестровье по-прежнему идёт по пути самостоятельного государственного строительства и развития, стараясь справиться с железнодорожной, экономической, транспортной, информационной и дипломатической блокадой со стороны Молдовы и Украины. Россия также ответственно и надёжно исполняет функции гаранта и посредника в переговорном процессе, поддерживая хрупкий баланс и непрерывность общения в формате «5+2» и предупреждая о недопустимости и несвоевременности обсуждения любых статусных вопросов. В этой конфигурации интересы России и Приднестровья объективно совпадают, да и Германское Председательство в ОБСЕ выбрало для себя путь последовательных прагматичных шагов, что только подтверждает иллюзорность любых потенциальных попыток Молдовы навязать свою волю Приднестровью.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня