Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
6 октября 2016 20:45

Даешь перестройку либерализма!

Андрей Рудалёв о вольнодумстве, которое выродилось в сектантство

2337

Либерализм в России превратился в какой-то кошмарный жупел, синоним национал предательства. Поэтому хотелось бы сказать несколько слов в его защиту.

Нет никакого сомнения в том, что либеральная идеология необходима обществу. Защита простого человека от катка государства, чиновничества, начальника, богатея, жлоба. От произвола всех тех, кто забывается и ставит себя выше других. Необходима для понимания ценности человека.

Не надо отпускать либеральную идею и отправлять ее на территорию тьмы. Лично меня корежит от слова «либераст».

Либерализм нужен. Либералом можно стать, например, увидев железобетонную несправедливость государственной машины, перемалывающей людские судьбы и жизни.

Подобное ощущение возникло несколько лет назад, когда ночью с другом прогуливались у здания Белого дома, расстрелянного в свое время.

Пройдя вдоль ограды и налюбовавшись вывеской «Правительство Российской Федерации», мы свернули на улочку, которая соседствует с парком. Улочка эта оказалась поминальной дорогой. Создалось ощущение, что ночью мы попали на погост. Часовня, огороженные кресты с иконами, груды металлоконструкций, имитирующие баррикады, стенды с фотографиями убитых в 93-ем году людей. Жуткая картина. Головосносящая. Особенно, когда понимаешь, что в сотне метров вывеска «Правительство Российской Федерации», члены которого каждый день ездят на свою работу через этот погост, смотрят на него из окон-амбразур. Замечают ли, видят ли, осознают ли, помнят ли?..

В череде этих сомнений находишь в себе либерала, который задается вопросом: почему у нас часто теряется реальный человек? Почему? Откуда так много несправедливости?

После этой ночной прогулки очень хотелось стать либералом, был такой искренний порыв. Но чтобы настоящим, чтобы за милосердие и справедливость, невзирая на идеологические предпочтения.

Поэтому и возникает вопрос: какого рода либерализм необходим?

В России он давно выродился в агрессивную и оголтелую альфредкоховскую секту. Этим ребятам лишь бы самим чай пить… Сектантство — традиция отечественного либерализма. В нем нет развития, ни одной новой идеи, а только тупик, в котором люди настойчиво бьются головой о стену, бормоча одни и те же максимы.

Где вольнодумство? Нет этой вольности вовсе, только одна поза и пыльная матрица в головах.

Либерализм в России выродился. Причем, уже очень давно. Он перестал замечать и обращать внимание на человека. А ведь ради этого, собственно, и необходим, ради этого он возникал, а не для обслуживания интересов буржуазии, не для стяжания личных благ через имитацию независимой позиции, как это сейчас происходит в стране.

Ныне либерал в России состоит на посылках у капитала. Так исторически сложилось. Особенно это стало очевидно с пакта, приведшего к развалу страны и распилу ее собственности.

Настало время переориентировать его на человека. Освободить либерализм от капиталистического ига.

Не о том необходимо либералу думать: Европа Россия или Азия. Цивилизация это, совершенно особая и неповторимая и не надо ее затаскивать в тот или иной строй. О человеке необходимо переживать и заботиться. О справедливости по отношению к нему, отринув всяческие идеологические ризы и без кликушества.

Сейчас либерализм следует защищать от самих либералов.

Либерализм в России должен стать борьбой за справедливость, оплотом справедливости. Не собственности, стяжательства и ростовщичества, капиталистического уклада и ориентации на благословенный Запад, а справедливости. Это важная константа отечественного национального сознания и такой либерализм отлично бы в нее вписался и расцвел.

Но с другой стороны, все разговоры о необходимости либерализма исходят из попытки его идеализации. Романтизированного представления о нем, которое расходится с реальностью.

Либерализм у нас далек от человека. Он не ради него, а ради своих «истин», своего завета. Еще русский философ Георгий Федотов в работе «Трагедия интеллигенции» писал о том, что отечественная интеллигенция «берет готовую систему „истин“ и на ней строит идеал личного и общественного поведения». Вне этих истин либеральная интеллигенция не может существовать, у нее боязнь открытого пространства. Боязнь большой страны, крупных и значительных дел и поступков. Выбирается маленькое, серенькое, свой карман и желудок ненасытный, личный комфорт. Это компенсируется ориентацией на сильных мира сего: на капитал, на Запад.

Ради этих истин либеральная интеллигенция готова пожертвовать многим. Например, страной, которая не укладывается в жесткие рамки прокрустова ложа догм. Людьми, которые сопротивляются и не жаждут откровения этих истин.

Что делать в таких случаях? Ответ прост: «раздавить гадину!»

Какая там забота об униженных и оскорбленных, отверженных, обойденных, малых сих?! Нет и не было подобного вовсе, вместо этого обыкновенная демагогия и подмена на миражи прав человека.

Показательная, например, история с восприятием октябрьских событий 93-го года. К расстрелу парламента, к массовому убийству людей на улицах Москвы. Об этой «ране распри» много и последовательно говорит-пишет писатель и журналист Сергей Шаргунов. О том, что необходимо излечить кровоточащую рану, назвать всех жертв, поклониться памяти, помочь пострадавшим, потерявшим близких. Пишет о мудрости милосердия. Проблема понятна и предельна человечна. Но вот только уже сейчас ясно, что эта тема будет категорически проигнорирована нашей высокочтимой либеральной публикой. Что она не ухватится за возможность примирения, излечения раны через сострадание к человеческой боли конкретных людей.

Эти жертвы воспринимаются «малой» и необходимой кровью на пути установления новых реалий, независимости от пут прошлого. Наверное, также воспринимается и сожжение людей в одесском Доме профсоюзов. По крайней мере, никто из прогрессивной публики не высказал сострадания простому человеку. Пострадавшему, погибшему. Видимо, это тоже необходимые жертвы на пути приближения к либеральному идеалу «истины»…

Когда есть необходимость, то про слезинку ребенка моментально забывают.

Милейшие и человечные деятели (наследники тех, кто взывал «раздавить гадину») говорят о том, что Ельцин тогда поступил совершенно верно. В тоже время, к примеру, такой дремучий человек, как Сергей Шаргунов, говорит о необходимости милосердия, о простом человеке. Вот он уж точно не переступит через него.

«Просто выясняется, что иногда все-таки можно стрелять. Из танков по безоружным людям. Огромное количество которых не хотело возрождать „совок и цензуру“, а, равно как и украинцы, хотели выгнать обозревшее жулье», — писал в своей книге «Не чужая смута» Захар Прилепин, рассказывая об одной своей дискуссии с Айдером Муждабаевым. Разговор касался Майдана и расстрела Белого дома.

Надо понять, что отечественный либерализм предельно максималистичен, что ради достижения сконструированного идеала, имеющего для него религиозное значение, он готов пожертвовать кем и чем угодно. Переступить через человека? Да за ради Бога! Только этого человека заранее демонизируют. Назовут «совком», красно-коричневым, охлосом, погромщиком и прямоходящим животным, который руководствуется лишь соответствующими инстинктами. Ну, а что необходимо делать с подобными? Правильно — то, что в истории и традиции просвещенных стран — снаряжать санитарную миссию.

Русская интеллигенция «идейна» и «беспочвенна». Об этом писал все тот же Георгий Федотов. В своем отрыве она подходит к нигилизму, за которым «срыв отчаяния, безверия».

Волхвы пустоты. Поклоняющиеся ей и превращающие в нее все до чего прикоснутся.

Либералы любят приватизировать. Так они поступили, например, с понятием свободы, с правами человека, с культурой. Но все это рассыпается у них в руках и превращается в пыль и прах. Ну, какая может быть свобода в либеральной беспочвенности и идейности?..

Разве не о них рассказал Лермонтов в своем «Парусе», подвешенном в безвоздушном пространстве, ставшим белой точкой на белом листе бумаги и взывающим о буре?..

Если эти деятели презирают империю, тиранию, власть, которая ведет страну не туда куда следует, коррупционна и немилосердна, то почему им не поднять на знамя, например, слова Герцена о том, что «народ русский для нас больше, чем родина?» Но нет, даже не заикаются об этом, а все больше говорят о неправильном народе, о его перековке и перевоспитании.

Либерализм должен быть переформатирован, развернут к человеку. Даешь перестройку либерализма! Иначе он окончательно ссыплется на территорию тьмы.

Необходимо народничество, но не в плане пропаганды своего мертворожденного идеала массам, а чтобы стать последовательной защитой для этих самых масс и для конкретного человека. Необходимо познать свою страну и свой народ, о чем твердил еще Гоголь.

Нужна мудрость милосердия.

Необходим отечественный вариант либерализма с человеческим лицом, который также за справедливость, за человека.

Необходим. Иначе патриотизм все больше превратится в место спекулянтов различного толка и сам скатится на территорию тьмы.

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня