Когда же все это прекратится? Вся эта бессмысленная ни к чему не приводящая суета. Все это мельтешение и изображение имитации бурной деятельности. Когда?
Премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил, что надо менять систему госуправления и «приспособить» ее к решению насущных задач. Поменяли.
Создали Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Затем — утвердили постановление об организации проектной деятельности в Правительстве РФ.
А что в постановлении? Планов громадье. Продумали все вплоть до президиумов, проектных офисов, кураторов, проектных комитетов, старших должностных лиц проектов, руководителей проектов, рабочих органов проектов и так далее, и так далее. Есть все, кроме одного — ответственного лица за реализацию проектов.
Целый раздел посвящен мониторингам и отчетам. А кто отвечать будет, если все эти мечты о проектах не сбудутся, не сказано.
Какие-то экспертные группы, общественно-деловые советы для оценки проектов, а слово «ответственность» прозвучало всего один раз. Когда речь зашла о том, что руководители федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений несут персональную ответственность за создание благоприятных условий для эффективной проектной деятельности работников. Все. Больше ничего. Никто и ни за что не отвечает.
Можно, конечно, надеяться, что исполнители всех этих проектных действий ринутся реализовывать принятые решения. Но только результата, как я думаю, все равно не будет. Потому что никто, по сути, не несет ответственности за результат. Такой пункт даже не прописывают в документах. Как будто создается все ради того, чтобы просто создать. Сказать: «А вот мы перешли на новый уровень». И все на этом. А то, что останется все как есть — в режиме ручного управления — никого не волнует.
Этот пресловутый режим ручного управления хоть какую-то эффективность имеет. Потому что если уж совсем кто-то заворуется, так его могут просто-напросто снять в связи с утратой доверия. А вновь предложенный принцип «проектного управления» в его нынешнем виде — самая обыкновенная филькина грамота.
Разве в нашей стране не было управления проектами? Было. Вспомним сталинские времена, когда Молотову, отвечающему за разработку атомной бомбы, было сказано: «Делать». И он прекрасно понимал, что будет, если он этого не сделает. Когда Королеву, отвечающему за подготовку полета человека в космос, было велено: «Запускать». И он четко осознавал, какую личную ответственность он несет за провал операции. Что, если уж не к стенке, так точно — с конфискацией всего и вся и волчьим билетом.
А кто конкретно сейчас будет отвечать за то, что миллиарды, триллионы денег будут вбуханы в какой-то проект, который не даст результата? Кто?
Ведь и такие примеры у нас уже есть. Чем, если не проектом, являлось развитие нанотехнологий и создание центра «Сколково». Все ровным счетом как в новом документе про проекты — офисы, деньги, цели и — отсутствие результата и ответственного за это лица. Хотя нет. Вру. Есть результат. Как написала Счетная палата РФ, «Сколково» всегда получало средств из бюджета больше, чем ему требовалось, на зарплаты сотрудников денег выделялось больше, чем на гранты. При всем при том, что по закону фонд должен жить в основном на собственные средства.
Таких итогов проектного управления мы добиваемся? Это так у нас будет изменена система госуправления?
Коллективное размывание ответственности, одобренное на самом высоком уровне, приводит, по моему мнению, не только к расшатыванию всей системы государственного управления, но и — самого государства. Ведь все эти примеры находятся на поверхности, их видят и читают про них люди. Так что же они должны думать и делать, глядя на все это?!