Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Знамя нашей победы
14 декабря 2016 12:59

Подиум для карикатуриста

О том, как Андрей Бильжо обратился к истории и что из этого вышло

9317

Андрей Бильжо, бывший когда-то (очень давно) врачом-психиатром, а потом карикатурист, решил вдруг обратиться к нашей истории. Что его на это подвигло — сказать трудно. Но обратился и изобразил (в духе Charlie Hebdo) фельетон на тему Великой Отечественной войны. В новой рубрике The Insider под многообещающим заголовком «Диагноз недели с доктором Бильжо».

Больше всего внимания доктор Бильжо уделил подвигу Зои Космодемьянской, описав его в игривом тоне: «Когда Зою вывели на подиум (так ! — В.Ш.) и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну». Самое поразительное (или еще не самое?), что эту игривую пошлость в The Insider проиллюстрировали реальной фотографией Зои, стоящей пред виселицей. Перед подиумом, по слову Бильжо.

То, что это вызовет возмущение, Бильжо, конечно, знал. Более того, кокетничал: «Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко». Тем не менее, почитав комментарии в Facebook, он в своём далёке (надо думать — прекрасном) перепугался, убрал пост, а на странице The Insider слово «подиум» заменил на слово «эшафот». И сочинил некое Дополнение, в котором (с ошибками, что примечательно) попытался оправдаться. Говорил, что он — «сын фронтовика, прошедшего всю Великую Отечественную Войну на Т-34», что войну нельзя романтизировать. И т.п.

А главное — пафосно объявил: «Помнить надо, но правду. И только ее!». При том, что у него самого с правдой как-то не очень получилось. Зато получилось с мифотворчеством, им же заклеймённом. Заявил, например: «Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией». Хотя ни о чем таком он читать не мог: не было у неё шизофрении. И диагноз, которым Бильжо объяснил подвиг Зои, — тоже его выдумка: «…она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется „мутизмом“: она просто не могла говорить, так как впала в „кататонический ступор с мутизмом“, когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит». Известно, что Зоя не молчала, ни под пытками на допросах, ни во время казни.

Конечно, уличать неполживого Бильжо во лжи бессмысленно. К тому же, в Facebook его уже уличили по всем параметрам, включая упоминание про отца, который на самом деле был не танкистом, а заведующим складом вооружений (дело тоже нужное, кто ж спорит, но всё-таки разница есть).

Случай Бильжо характерен для рукопожатных и неполживых, как они сами себя представляют. Чем больше их узнаёшь, тем больше хочется согласиться с их же глашатаями — это действительно другая раса, другой «биологический вид» (В. Шендерович). Надменный, высокомерный народец, считающий всех остальных нелюдями, дикарями, морлоками… Им нельзя верить ни в чем — они постоянно лгут и передёргивают. Они алогичны и истеричны. А до чего же вульгарен их язык! Так стоит ли удивляться, что эшафот для них — подиум. Подвиг — «кататонический ступор с мутизмом»…

Надо сказать, что злобные сплетни о героях — Зоя Космодемьянская шизофреничка, Александр Матросов был пьян, когда бросался на амбразуру, не было ни ночного тарана Талалихина, ни огненного тарана Гастелло, — ходили еще в советские времена. Распространяли их обычно те, кому невыносимо было признать, что есть люди, способные на подвиг и самопожертвование. Во время Перестройки сплетни и домыслы начали публиковать, тоже не из любви к истине.

В наши дни эти низкие чувства точно попадают в русло информационно-психологической войны, которая ведётся против России. И неважно, получают участники её вознаграждение или действуют бескорыстно, исключительно по зову сердца. В любом случае они заслуживают только презрения. И осуждения. Потому что есть такие вещи, которые нельзя трогать грязными руками.

Но есть у этой истории и один плюс. Карикатурист Бильжо, суетливо подтирающий следы своей мерзопакостности, навсегда останется на подиуме. В свете прожекторов, беспощадно высвечивающих подлость и трусость. Как наглядный урок рукопожатным и неполживым. Чтобы не врали. Ну или хотя бы врали поменьше.

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня