Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Знамя нашей победы
14 декабря 2016 12:59

Подиум для карикатуриста

О том, как Андрей Бильжо обратился к истории и что из этого вышло

9317

Андрей Бильжо, бывший когда-то (очень давно) врачом-психиатром, а потом карикатурист, решил вдруг обратиться к нашей истории. Что его на это подвигло — сказать трудно. Но обратился и изобразил (в духе Charlie Hebdo) фельетон на тему Великой Отечественной войны. В новой рубрике The Insider под многообещающим заголовком «Диагноз недели с доктором Бильжо».

Больше всего внимания доктор Бильжо уделил подвигу Зои Космодемьянской, описав его в игривом тоне: «Когда Зою вывели на подиум (так ! — В.Ш.) и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну». Самое поразительное (или еще не самое?), что эту игривую пошлость в The Insider проиллюстрировали реальной фотографией Зои, стоящей пред виселицей. Перед подиумом, по слову Бильжо.

То, что это вызовет возмущение, Бильжо, конечно, знал. Более того, кокетничал: «Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко». Тем не менее, почитав комментарии в Facebook, он в своём далёке (надо думать — прекрасном) перепугался, убрал пост, а на странице The Insider слово «подиум» заменил на слово «эшафот». И сочинил некое Дополнение, в котором (с ошибками, что примечательно) попытался оправдаться. Говорил, что он — «сын фронтовика, прошедшего всю Великую Отечественную Войну на Т-34», что войну нельзя романтизировать. И т.п.

А главное — пафосно объявил: «Помнить надо, но правду. И только ее!». При том, что у него самого с правдой как-то не очень получилось. Зато получилось с мифотворчеством, им же заклеймённом. Заявил, например: «Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией». Хотя ни о чем таком он читать не мог: не было у неё шизофрении. И диагноз, которым Бильжо объяснил подвиг Зои, — тоже его выдумка: «…она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется „мутизмом“: она просто не могла говорить, так как впала в „кататонический ступор с мутизмом“, когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит». Известно, что Зоя не молчала, ни под пытками на допросах, ни во время казни.

Конечно, уличать неполживого Бильжо во лжи бессмысленно. К тому же, в Facebook его уже уличили по всем параметрам, включая упоминание про отца, который на самом деле был не танкистом, а заведующим складом вооружений (дело тоже нужное, кто ж спорит, но всё-таки разница есть).

Случай Бильжо характерен для рукопожатных и неполживых, как они сами себя представляют. Чем больше их узнаёшь, тем больше хочется согласиться с их же глашатаями — это действительно другая раса, другой «биологический вид» (В. Шендерович). Надменный, высокомерный народец, считающий всех остальных нелюдями, дикарями, морлоками… Им нельзя верить ни в чем — они постоянно лгут и передёргивают. Они алогичны и истеричны. А до чего же вульгарен их язык! Так стоит ли удивляться, что эшафот для них — подиум. Подвиг — «кататонический ступор с мутизмом»…

Надо сказать, что злобные сплетни о героях — Зоя Космодемьянская шизофреничка, Александр Матросов был пьян, когда бросался на амбразуру, не было ни ночного тарана Талалихина, ни огненного тарана Гастелло, — ходили еще в советские времена. Распространяли их обычно те, кому невыносимо было признать, что есть люди, способные на подвиг и самопожертвование. Во время Перестройки сплетни и домыслы начали публиковать, тоже не из любви к истине.

В наши дни эти низкие чувства точно попадают в русло информационно-психологической войны, которая ведётся против России. И неважно, получают участники её вознаграждение или действуют бескорыстно, исключительно по зову сердца. В любом случае они заслуживают только презрения. И осуждения. Потому что есть такие вещи, которые нельзя трогать грязными руками.

Но есть у этой истории и один плюс. Карикатурист Бильжо, суетливо подтирающий следы своей мерзопакостности, навсегда останется на подиуме. В свете прожекторов, беспощадно высвечивающих подлость и трусость. Как наглядный урок рукопожатным и неполживым. Чтобы не врали. Ну или хотя бы врали поменьше.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня