Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Евросоюз и Еврозона
11 апреля 2017 18:57

Безвиз состарит Украину

Как «утечка мозгов» сделает «незалежную» страной пенсионеров

4706

За минувшее десятилетие из Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии выехали от 6 до 9% самых высокообразованных молодых профессионалов, цитируя Foreign Affairs пишет украинский еженедельник «2000». Пока Западная Европа ищет пути спасения от притока иммигрантов и беженцев, ее соседи из Центральной и Восточной Европы ломают голову над прямо противоположной проблемой — как удержать в своих странах рвущихся на чужбину граждан.

Самые способные и талантливые едут на Запад, чтобы осесть в более зажиточных странах Евросоюза, а восточноевропейские государства в итоге сталкиваются с экономическими неурядицами и неуклонным снижением численности населения.

На этом фоне особую популярность приобретают лозунги протеста против эмиграции. Так, в конце октября минувшего года Литва дружно поддержала выступающую против утечки мозгов партию «Союз крестьян и зеленых», и эта сила одержала победу на выборах в парламент. Такому результату удивляться не стоит. С момента вступления Литвы в Евросоюз, а это произошло в 2004 г., из страны на Запад выехали около 10% жителей.

Несколько недель назад «Вышеградская четверка» стран Центральной Европы — Чехия, Венгрия, Польша и Словакия — созвала саммит, где потребовала более решительных действий по предотвращению эмиграции молодых граждан. В конце прошлого лета Латвия запустила социальную рекламную кампанию по возвращению членов диаспоры на родину, заманивая их домой лозунгом «Хочу тебя обратно». К этой инициативе присоединилась Польша, где разработана программа «Возвращение». Ее организаторы предлагают тем, кто готов вернуться, жилье, трудоустройство и услуги системы здравоохранения. Венгрия в это время заманивает отечественных беглецов на родину обещанием оплаты авиаперелета и выдачи подъемных средств.

Читайте также

С начала 90-х годов прошлого столетия Центральную и Восточную Европу покинули около 20 млн. самых одаренных работников. В подавляющем большинстве они ехали в Западную Европу: их манило ее процветание, а дополнительным стимулом для отъезда стала стагнация национальных посткоммунистических экономик. На руку сыграл и режим открытых границ Евросоюза. При этом массовая миграция населения послужила не только толчком к развитию на Западе движений, выступающих против иммигрантов и ЕС, — она еще и опустошала экономики стран, расположенных на периферии Восточной Европы.

Одним из провоцирующих факторов эмиграционного кризиса Европы стала идеологическая зацикленность Брюсселя на свободе перемещения рабочей силы, а также давно заявленная цель — либерализация ситуации на континенте, где царит этническое разнообразие, с помощью единого рынка. Тем не менее, в феврале 2017 г. Маастрихтскому договору — пакту о создании единого рынка — исполнилось 25 лет, а все недостатки стратегии универсальности без учета индивидуальных особенностей в последнее время становятся все очевиднее.

2000-е в процессе дальнейшего расширения ЕС на восток несли с собой полное стирание границ. В те времена многие жители восточных государств голосовали ногами, прагматично выбирая более высокие зарплаты и давно устоявшуюся систему государственного управления в Западной Европе. Даже сегодня уровень среднестатистической зарплаты в восточных странах, грубо говоря, составляет не более половины доходов граждан Франции, Германии и Великобритании.

Избранная Центральной и Восточной Европой модель обеспечения экономического роста малыми затратами (с целью привлечения глобальных производителей в регион с дешевой рабочей силой) действительно принесла приток миллиардов долларов в виде прямых иностранных инвестиций и позволила создать миллионы рабочих мест в промышленности региона. Но сегодня все проявившиеся со временем недостатки этой модели становятся очевидными.

Идея зависимости от индустрий с низким уровнем оплаты труда оказалась нежизнеспособной, поскольку рабочие всех специальностей без исключения эмигрировали в Западную Европу в поисках более высокооплачиваемых мест. Потерпев поражение в конкурентной борьбе, восточноевропейские компании сталкиваются с острым дефицитом кадров, что негативно сказывается на региональных показателях производительности труда. В Венгрии, к примеру, результаты социсследования Talent Shortage, проведенного Manpower Group в 2016—2017 гг., продемонстрировали, что сложности с заполнением вакансий испытывают свыше 50% венгерских предприятий. Тем временем количество венгров, выезжающих за рубеж в поисках работы, бьет все рекорды.

В конечном итоге такая утечка мозгов существенно осложняет жизнь восточным государствам, лишая их возможности сохранять конкурентное преимущество. По данным отчета Еврокомиссии, опубликованного в конце прошлого года, за минувшее десятилетие из Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии выехали от 6 до 9% самых высокообразованных молодых профессионалов. Подавляющее большинство этих эмигрантов домой не вернулись. Страны лишаются квалифицированных рабочих рук и знаний, жизненно необходимых для перевода их государств на более прибыльные рельсы непроизводственной экономики. А поступающих на родину платежей заробитчан явно недостаточно для компенсации уже нанесенных убытков.

Дополнительно ухудшает ситуацию сокращение численности и старение населения на фоне эмиграции жителей детородного возраста. Соотношение числа пожилых иждивенцев и работоспособных граждан радикально возрастает по всему региону, а государственные бюджеты трещат по швам от непосильной нагрузки в виде расходов на выплаты социальных пособий.

Польша с момента вступления в ЕС в 2004 г. лишилась свыше 2 млн. соотечественников, перебравшихся на Запад, что радикально ускорило темпы старения населения. В самом начале 90-х удельный вес неработающего по причине возраста населения (граждан старше 65 лет в процентном отношении к населению в возрасте от 15 до 64 лет) составлял тут около 15%, а сегодня приблизился к 20%. По расчетам аналитиков Eurostat, к 2040 г. он может возрасти в 2 раза — до 40%.

Судя по данным датированного 2016 г. исследования МВФ, в среднем ущерб от эмиграции, наносимый странам региона, оценивается примерно в 7% утраченного реального экономического роста. А если существующие тенденции сохранятся, он потенциально способен достичь и 9% уже к 2030 г.

Исследователи МВФ, изучавшие ситуацию в странах Центральной и Восточной Европы (как членов ЕС, так и не входящих в состав союза), обратили внимание на то, что эмиграция способна замедлять процессы выравнивания размеров зарплат на континенте. Проведенный анализ свидетельствует — при отсутствии оттока квалифицированных рабочих рук разрыв между доходами граждан этих стран и средним доходом жителя ЕС был бы на 5% меньше.

Демографический упадок в странах Балтии — это еще и серьезный повод для беспокойства за безопасность этих государств. Авторы подготовленного министерством обороны Великобритании в 2015 г. отчета предупреждали: «эмиграция сокращает численность населения призывного возраста, доступного для призыва в вооруженные силы в случае кризиса». На сегодняшний день суммарная численность населения Эстонии, Латвии и Литвы составляет лишь 6 млн. Потенциальная нехватка человеческих ресурсов стала очевидной в особо напряженный период актуальности угрозы, исходящей от возрождающейся России, и неуверенности в готовности США выполнять обещания, данные региону.

Естественно, сам факт вступления в Евросоюз принес дополнительные выгоды восточноевропейским странам: соглашения о беспошлинной торговле, миллиардное финансирование программ развития, миллиарды прямых иностранных инвестиций, а также рост авторитета (за счет эффекта сопричастности с «мягкой силой») на планете. Но несмотря на то что глобалистский подход Брюсселя действительно стимулирует процветание на континенте, плоды обеспечиваемого ЕС экономического роста распределяются неравномерно.

Оглядываясь назад, можно констатировать: Европейскому Союзу следовало отложить или по крайней мере притормозить процесс вступления восточноевропейских государств в зону свободы перемещения рабочих рук — как минимум до тех пор, пока зарплаты, экономические возможности и уровень системы государственного управления в Центральной и Восточной Европе не достигнут уровня Западной Европы.

В качестве альтернативного решения Брюссель мог бы сохранить определенные административные ограничения свободы перемещения — например, в виде обязательных разрешений на работу или основанной на квотах и баллах иммиграционной системе. Это позволило бы избежать масштабных трансграничных миграций. А учитывая, что в очереди за потенциальным членством в ЕС стоят Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория, Сербия и Турция, внедрять подобную систему явно еще не поздно.

Конечно, введение квот на миграцию может оказаться весьма непростым процессом, граничащим с волюнтаризмом. Да и вряд ли это решение способно обуздать поток мигрантов — его масштабы сохранятся до тех пор, пока ЕС не откажется от идеи дальнейшего расширения и пока жизнь на Западе будет выглядеть предпочтительнее прозябания на востоке.

Кроме того, в Брюсселе считают ограничения на свободу перемещений явлением недопустимым: в подготовленном 1 марта Еврокомиссией официальном докладе изложены 5 возможных сценариев развития блока (предусматривающих различные уровни интеграции стран в ЕС), но ни в одном из них нет ни слова об ограничениях в отношении единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочих рук.

Читайте также

Что может предпринять Брюссель? Например, последовать совету МВФ и выделить дополнительные фонды для компенсации убытков в виде снижения темпов экономического роста, понесенных в результате эмиграции. ЕС может также оказывать более существенную помощь университетам региона в проведении исследований, поддерживать индустрии, в которых используется высококвалифицированный труд. Все это поможет государствам Восточной и Центральной Европы удерживать и даже привлекать в свои страны квалифицированную рабочую силу и студентов. При этом Брюсселю следует и далее оказывать постоянное давление, требуя демократизации и уменьшения масштабов государственной коррупции: это неотъемлемый компонент программы, нацеленной на минимизацию факторов, стимулирующих эмиграцию.

Евросоюз стал жертвой собственного утопического стремления к стандартизации процессов принятия политических решений в экономически и геополитически уникальных странах: свидетельством правоты этой точки зрения служит кризис еврозоны и приток мигрантов.

Однако ради будущего своих восточных членов Брюсселю необходимо нарушить некоторые табу и пересмотреть целесообразность идеи свободы перемещения. Последствия массовой утечки мозгов из Центральной и Восточной Европы убедительно демонстрируют: приступать к процессу защиты либеральных ценностей Брюсселю следует по результатам тщательного самоанализа, а завершать его реформами.

Тэж Парих.


Статья опубликована Foreign Affairs 30 марта 2017 г. © Council on Foreign Relations // Tribune News Services.


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Последние новости
Цитаты
Игорь Маринин

Член Академии им. Циолковского, член совета «Роскосмоса Игорь Маринин

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня