Компания «Русгидро» пригрозила правительству Киргизии международным арбитражем, если ей не будут выплачены 37 миллионов долларов за проект Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Бишкек обещает вернуть эти деньги до конца августа через чешскую компанию Liglass Trading.
Иногда банальная нехватка денег и отсутствие технических возможностей не позволяют Российской Федерации выложится на полную мощь ради своих закордонных партнеров. В этом наша страна выигрывает у СССР, десятилетиями вкачивавшего в страны Третьего мира валюту, оборудование, материальную помощь, вооружения и так далее.
В 2012 году РФ и Киргизия заключили межправительственное соглашение о масштабном проекте создания в этой нищей азиатской стране крупного комплекса гидроэлектростанций. Речь шла сразу о двух смежных проектах: Камбартинской ГЭС-1 (с 2006 года РФ помогала Киргизии с достройкой Камбартинской ГЭС-2, которую начали строить еще в 1987 году, но с 1992 года забросили) на притоке Сырдарьи реке Нарын, а также целом каскаде гидроэлектростанций (ГЭС) на этой же реке. Речь идет о т.н. Верхне-Нарынском каскаде ГЭС (в его составе — Акбулунская ГЭС, Нарынская ГЭС-1, Нарынская ГЭС-2, Нарынская ГЭС-3).
Проектная мощность четырёх гидроагрегатов Камбартинской ГЭС-1 должна была составить 1860 МВт, предполагаемый годовой объём выработки электроэнергии — 5,1 млрд кВт⋅ч. Проект должны были реализовывать специалисты российских компаний ОАО «РусГидро» и «Интер РАО ЕЭС». Совокупная проектная установленная мощность ГЭС Верхне-Нарынского каскада должна была составить 237,7 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — 942,4 млн кВт·ч. Стоимость этого проекта (с учетом Камбартинской ГЭС-1) неуклонно росла: с 400 миллионов долларов в 2013 году до почти 2 миллиардов долларов в 2016 году неофициально. По бумагам, конечно, сейчас стоимость этих ГЭС оценивается в 730 миллионов долларов.
Писать о том, что план строительства этих электростанций безумен и не несет никакого практического смысла для честных инвесторов — излишество. Предполагалось изначально, что полученную электроэнергию Киргизия будет экспортировать соседям, и на этом зарабатывать. Но потом выяснилось, что особого рынка сбыта у нее и нет. Внутреннее же потребление в самой Киргизии, формально страдающей от нехватки электроэнергии, назвать платежеспособным сложно. Плюс с 2014 года количество шальных денег у РФ резко сократилось, а глава «Русгидро» Евгений Дод в 2016 году вообще переместился за решетку СИЗО. В итоге полтора года назад Киргизия денонсировала межправительственное соглашение с РФ о строительстве этих электростанций. Таким образом, бюджет РФ был на некоторое время спасен от трат на миллиарды долларов, а Средняя Азия — вероятно, от будущей войны за воду.
Напомним, что Узбекистан крайне негативно относился к строительству электростанций в Таджикистане (Рогунская ГЭС) и Киргизии на притоках Сырдарьи и Амударьи. Ташкент справедливо полагал, что электростанции изменят экологию рек и лишат его хлопковое хозяйство воды. Доходило дело даже до того, что Узбекистан чуть ли не официально не исключал настоящих боевых действий за водные ресурсы. С учетом того, что Киргизия и Таджикистан крайне слабы в военном отношении, то ссорится в открытую с более мощным соседом они не стали, но официально от гидроэлектростанций не отказались. Например, скрытное финансирование строительства Рогунской ГЭС долгое время вела Москва.
В этом году добрые иностранные дяди нашли Киргизии нового «инвестора» в строительство каскада ГЭС — чешскую компанию Liglass Trading cz s.r.o, созданную в 2003 году неким Михаилом Смеликом. У компании с уставным капиталом в 200 тысяч чешских крон (примерно полмиллиона рублей) каких-то крупных проектов за спиной не видно. Во всяком случае, в недавнем интервью пан Смелик так и не смог назвать ни один.
Однако, его структура уже пообещала киргизам вложить в их энергетику аж 400 миллионов евро и даже заключила с правительством Киргизии некоторые соглашения (в частности, по строительству Верхне-Нарынского каскада). Ожидается, что именно эта компания и возместит «Русгидро» те самые 37 миллионов долларов. Всего чешская компания планирует инвестировать в Киргизию до 700 миллионов долларов с учетом проектов строительства мусоросжигающих заводов и солнечных электростанций. Получится ли?
Как иронизируют чешские СМИ, ожидать привлечения таких капиталов от фирмы, показавшей в 2014 году совокупный оборот в 345 тысяч крон (около 1 миллиона рублей) — сложно. Однако у скромной компании неожиданно оказался неплохой лоббистский потенциал вплоть до президента Чехии Милоша Земана. И не исключено, что крайне занятный проект строительства гидроэлектростанций в Киргизии будет вестись через «чешскую» прокладку, на которую и будет заведено финансирование. Так это или нет, станет известно уже к началу-середине сентября, когда Liglass Trading выплатит российской «Русгидро» 37 миллионов долларов.