Розыгрыш, как известно, розыгрышу рознь. Он может быть доброй шуткой, способной вызвать веселый смех, а может нести в себе подленькое желание скомпрометировать собеседника, пишет украинский еженедельник «2000». Но и здесь кое-какие нюансы имеются. Вам, например, могут позвонить от имени «доброго старого друга» и предложить ограбить банк. В этом случае следует проявлять максимальную бдительность и ни в коем случае не соглашаться на авантюрное предложение.
Иначе вы можете оказаться в столь же неловком положении, в каком оказался в прошлом году министр культуры Грузии Михаил Гиоргадзе. Известный пранкер «Вован» позвонил министру накануне финала песенного конкурса «Евровидение-2016» в Стокгольме и, представившись министром культуры Украины Евгением Нищуком, попросил хозяина кабинета начислить украинской конкурсантке «Евровидения» Джамиле дополнительные, как говорится, «левые» баллы. А министр, представьте себе, отреагировал на это предложение весьма благосклонно, что, конечно же, не характеризует его с самой лучшей стороны.
Словом, тут все понятно. Но нередко мы сталкиваемся и с «шуточками» иного рода. Скажите, пожалуйста, дорогие читатели, как вы поступите, если автор неожиданного звонка на ваш телефон представится, к примеру, прорабом стройки, на которой недавно стал работать ваш приятель, и сообщит, что тот свалился с седьмого этажа и сломал ногу. Не знаю, как вы, но я точно ужаснусь этому известию и, конечно же, мне не придет в голову требовать у звонящего подтверждения его личности и доказательств достоверности переданной мне информации.
Нечто подобное произошло недавно с шефом МВД Грузии Георгием Мгебришвили. На телефон министра позвонил пранкер «Лексус» и, назвавшись главой МВД Украины Арсеном Аваковым, сообщил, что в Киев якобы прибывает экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, и что власти этой страны готовы выдать его Тбилиси. Готовы ли к этому в Грузии? Как утверждает пранкер, во время телефонного диалога министр нервничал, что неудивительно: ведь он должен был принять стратегическое решение по политическому скандалу глобального масштаба: везти арестованного Саакашвили в Грузию или не везти? Трудное решение, что и говорить!
Напомним, что пранк — это телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш, а пранкеры — это люди, совершающие телефонные звонки своим «избранникам», и путём откровенных провокаций или подшучиваний вынуждающие свои жертвы к ответной реакции.
Словом, пранкеры — представители весьма опасной профессии. Это вам не пожарники, не космонавты и не летчики-испытатели какие-нибудь. Людям, сделавшим своей профессией изобретение подобного рода «шуточек», иной раз даже на улице появляться опасно. Можно схлопотать по одному, не вслух будь сказано, месту.
А теперь ответьте, дорогие читатели, на вопрос: как должен был отреагировать на звонок пранкера грузинский министр, помнивший аваковский голос лишь по его знаменитому «бе-бе-бе», которым он пародировал речь Саакашвили на одном из совещаний в Киеве. Как должен был поступить? Не мог же он в конце концов спрашивать по телефону у звонившего документы или устраивать какие-нибудь другие спешные проверки-перепроверки. Нет, ни на что подобное у министра просто не было времени и он отреагировал на звонок пранкера «Лексуса» точно так, как отреагировала бы, наверное, на его месте немалая часть (если судить по итогам последних выборов в парламент Грузии. — В.А.) населения страны: естественно и эмоционально!
Министр Мгебришвили в крепких выражениях высказался в адрес Саакашвили и добавил: «Этот человек нам здесь не нужен. Он авантюрами занимается и больше ничем! Пусть лучше будет бомжом!» Так и сказал: прямым текстом, не кривя душой, без каких-либо дипломатических вывертов.
Но, как говорится, сколько людей — столько и мнений. На Мгебришвили зашикали, да так сильно, что он сразу же открестился от каких-либо контактов с пранкерами. По словам министра, обнародованные аудиозаписи — полное вранье, антипиар, нацеленный на ослабление властей. В подтверждение своих слов шеф МВД говорит, что согласен на любые экспертизы, которые могут установить аутентичность (или наоборот — отсутствие этой аутентичности. — В.А.) его голоса с голосами на аудиозаписи.
Но министру не верят. Например, эксперт Гия Хухашвили с порога отвергает попытки шефа МВД опровергнуть свои контакты с пранкером. Он называет отказ Мгебришвили возвращать в Грузию Саакашвили, зафиксированный на аудиозаписи, безответственным разглашением государственной тайны и, следовательно, нежеланием выполнять вынесенный прокуратурой вердикт: незамедлительно «подать», то бишь схватить беглого «Ляпкина-Тяпкина» и доставить его под охраной в Тбилиси. Он называет позицию, занятую шефом МВД, неколлегиальной, и считает, что подобное поведение наносит вред государственным интересам Грузии.
Основной упрек, брошенный министру оппонентами, таков: его ответ пранкерам не соответствовал, мол, официальной точке зрения правительства Грузии: возвратить Саакашвили в Грузию и предать его суду. Что и говорить, в этом смысле министр, как командный игрок, дал промашку. Но можно ли его за это осуждать? Разве не подобным же образом думают и многие другие здравомыслящие люди в Грузии? И являются ли откровения министра такой уж большой «государственной тайной»?
Вот что, в частности, написал недавно по этому же поводу в социальной сети известный общественный деятель, журналист Нугзар Попхадзе: «Врагу не пожелаю того, что может произойти в случае возвращения и пребывания в Грузии бывшего президента в любом, как говорится, виде (в качестве экстрадированного, взятого под стражу или даже заключенного). Ошибаются те, кто всерьез считает Саакашвили странствующим по свету болтуном. Это далеко не так. И даже изолированным, посаженным за решетку он будет опасен, причем не только из-за весьма солидного количества своих сторонников, но и по причине своей безграничной энергии, болезненной и неуемной фантазии, пиар-таланту, политической демагогии и наглости».
Как видите, мысли такого рода приходят в голову не одному только шефу МВД Грузии.
Впрочем, жизнь идет своим чередом. Прокуратура Грузии направила украинским коллегам очередное требование об экстрадиции в страну Михаила Саакашвили. Министр юстиции Грузии Тея Цулукиани настойчиво повторяет, что против бывшего президента возбуждено аж четыре уголовных дела, и Тбилиси будет требовать его выдачи от любой страны, где тот решит объявиться.
Тем временем буря, поднятая «шалостями» пранкеров в Грузии, получила продолжение в Москве. Михаил Кожухов, известный российский телеведущий, корреспондент и продюсер, недавно со скандалом, хлопнув дверью посреди записи, покинул студию телеканала «Звезда», назвав пранкеров «Вована» и «Лексуса» уродами и подонками. Кстати, один из них был в это время на связи со студией и все кожуховские эпитеты прекрасно слышал.
«Да, пранкеры — уроды и подонки. По мне — нет никакой разницы между ними и наперсточниками, валютными кидалами, карманниками и тому подобной швалью, которая зарабатывает на хлеб мошенничеством и должна сидеть в тюрьме. Удивительно, что авторы политической программы выводят эту мразь в эфир телеканала минобороны России и спрашивают их „экспертное мнение“. Считаю, что это — позор профессии, к которой я имею отношение. Не удивлюсь, если в следующий раз ведущие телепрограммы не побрезгуют обсудить в телевизионном эфире, к примеру, кулинарный рецепт от Чикатило», — пишет в социальной сети Михаил Кожухов.
Что ж, с пранкерами все ясно.
А как быть с Саакашвили?
Перед тем, как поставить точку в этом повествовании, я обратился к самому себе: а как бы лично я отреагировал на гипотетический вопрос, касающийся «доставки» Михаила Саакашвили в Грузию? Ответ родился незамедлительно, причем оригинальностью он, прямо скажем, не отличался и почти слово в слово совпадал с фразой господина министра: «Нет, этот человек здесь не нужен. Пусть лучше будет бомжом!» И не удивляйтесь, но у меня тоже он был подкреплен двумя-тремя крепкими выражениями. Да простит меня за это читатель.
Вадим Анастасиади.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.