Сразу признаюсь, что мимо уличных объявлений я прохожу, не читая, пишет колумнист украинской еженедельной газеты «2000». Но увиденное вчера удивило своей лапидарностью — всего четыре слова! — и я остановился:
«Требуется сотрудник без высшего образования. Тел 066---9083»
И что-то в этом коротком тексте меня так зацепило, что на протяжении дня я несколько раз к нему возвращался, и с каждым разом оно вызывало все больше вопросов. Куда ищут «сотрудника»? Кто его ищет? Для какой деятельности? На каких условиях? Откуда такая нетерпимость к высшему образованию, иначе бы вообще ограничились двумя словами: «Требуется сотрудник»?
Конечно, проще всего было позвонить по этому номеру, но я не сторонник простых решений и потому решил погрузиться в глубинную суть этих четырех слов, чтоб лучше понять проблемы нынешних таинственных работодателей.
Разумеется, такие объявления не распространяют серьезные организации и предприятия. Они не ограничиваются несколькими словами, описывая радости и прелести, ждущие тех, кто толпою кинется в их отделы кадров. У них, по крайней мере, есть адреса, а не только левые мобилки.
Что до дискриминации высшего образования, то тут всё просто. Бесперебойная работа нескольких херсонских фабрик, почему-то называющих себя «университетами», по производству дипломов о высшем образовании, надежно гарантирует отсутствие потребности нынешних контор типа «рога и копыта» (а других здесь нет!) в квалифицированных специалистах.
Да, времена. Да, нравы… Если когда-то, чтобы неплохо устроиться, был нужен диплом, то сегодня наоборот: впору скрывать свой выстраданный кусочек высококачественного картона, который можно только детишкам да внучатам показывать: мол, каких успехов достигали в науках их бабушки и дедушки!
Более того, смею утверждать, что, появись в моем Херсоне Нобелевский лауреат, его бы никто не взял на работу. Ведь с основным видом производственной деятельности — перепродажей купленного на Одесском промрынке «Седьмой километр» — у нас справляются без выдающихся ученых, а чтобы брать взятки там, где их берут (а берут, практически — везде!), всемирное признание не обязательно.
К тому же, узнай наш нобелевец о борьбе с русскоязычными школами, и что его деткам не светит обучение на русском, сам бы отсюда поспешил смыться.
…Смотрите, всего четыре слова, а сколько эмоций! Не тот ли это случай, когда краткость — не сестра таланта, а показатель бездумной глупости? Причем, всеобщей! Начиная с работодателя и его малообразованных адресатов, и кончая автором этих строк, опустившимся в бестемьи до подобной чепухи, и его читателей, теряющих время на такую муру. А все же, согласитесь, что-то в этом объявлении все-таки есть…
Виталий Бронштейн.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.