Сергей Шаргунов: отчет о поездке на Алтай
Взаимовыручка в сложных обстоятельствах, соединение усилий для отстаивания гражданских и социальных прав — это то, что делает нас народом и обществом.
Но не менее важна и самоорганизация для спасения и приумножения того, что еще называют культурными ценностями. Сбережение исторической памяти может быть разнообразно — через реставрацию храма, восстановление усадьбы, защиту библиотек.
Хорошо, когда такие устремления встречают поддержку у государства.
Но что такое государство? Оно тоже состоит из людей. Из чиновников. А они реагируют всегда по-разному.
Как известно, на недавнем форуме добровольцев следующий год президент объявил годом волонтера.
Главное — наполнить нужную идею реальным содержанием. В стране миллионы людей проявляют благородство взаимопомощи и солидарности (а страждущих — десятки миллионов), созданы десятки тысяч НКО. Задача государства — создание удобной среды для таких народных организаций. Все, кто заняты помощью людям, любой нужной помощью, должны чувствовать максимальную поддержку. Но нельзя и спихивать обязанности чиновников на граждан, надо помнить собственную Конституцию: Россия — социальное государство.
Сергей Шаргунов: отчет о поездке на Алтай
Социальное — значит, к обществу не глухое.
Вот две истории. Два вопроса литературы и два очень разных ответа.
Недавно мои друзья, сотрудники журнала «Вопросы литературы», ректор Литературного института писатель Алексей Варламов и многие другие хорошие люди соорганизовались для того, чтобы поставить памятник Осипу Мандельштаму в Феодосии.
Этому городу посвящена глава книги мемуаров Мандельштама «Шум времени», которая так и называется «Феодосия»; в этом городе он был арестован в гражданскую, там в его спасении участвовал Максимилиан Волошин. Прозе «Феодосия» посвящен и ответный очерк Марины Цветаевой.
Я написал просьбу в администрацию города и главе Республики Крым. Из мэрии Феодосии ответили, что не возражают против установки памятника и всячески идею поддерживают. Из правительства Крыма пришел похожий ответ. Теперь согласовываем детали.
И другая история. Обратился в мэрию Москвы с просьбой установить памятную доску Катаеву, Олеше, Ильфу, Петрову и другим на легендарном доме в бывшем Мыльниковом переулке (ныне улица Жуковского). Здесь бывали Есенин, Маяковский, Хлебников, Пастернак, Алексей Толстой, тот же Мандельштам, и все-все-все. Здесь Олеша впервые читал свою «Зависть».
Пришел странный ответ. Мне сообщили, что мемориальные доски «проектируются, изготавливаются и устанавливаются за счет средств ходатайствующих организаций». Странное поощрение добровольчества. Получается, сохранение памяти о выдающихся личностях не относится к ведению государственных органов. Налоги мы платим, бюджет города формируется за счет них, но никто никому ничего никогда… Ты любишь русскую литературу — ты и плати.
Ладно, это еще полбеды.
Далее мне пишут, что для подготовки вопроса в адрес департамента культурного наследия города Москвы надо предоставить биографическую справку о Катаеве, копии наградных документов, выписку из домовой книги с указанием периода проживания увековечиваемого лица.
Получается, весь культурный мир знает Катаева, а департамент культурного наследия города про него не слышал.
Кстати, а у всех ли имелись эти премии (которых у Валентина Петровича хватало) или подтверждающие что-то документы? Скажем, мы хотим увековечить место, где бывал Пушкин или Лермонтов. В каких домовых книгах искать подтверждение? И как собрать справки, кто они такие и в чем их заслуги?
Или повторим за небезызвестным Коровьевым: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?»