Борьба за Высоцкого

Почему чиновники Украины боятся популярности великого русского поэта и барда

  
1802
На фото:  спектакль "Гамлет" на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке. В роли Гамлета - Владимир Высоцкий, 1971 год
На фото: спектакль «Гамлет» на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке. В роли Гамлета — Владимир Высоцкий, 1971 год (Фото: ТАСС)

Пять лет назад в еженедельнике «2000» была опубликована моя статья к 75-летию со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого: «Борьба за Высоцкого».

В статье мы писали: «Однако Владимир Высоцкий — это такая исполинская глыба, что даже сегодня, спустя 33 года после его смерти, в совершенно другой стране и иной исторической ситуации, его гражданственная поэзия и сама его незаурядная личность остаются оружием в идейной борьбе. Воспользоваться этим оружием — острым и воистину „бронебойным“, разящим наповал, — хотели бы все: от либералов и „западников“ до коммунистов и „национал-патриотов“. Поэтому „борьба за Высоцкого“ сегодня важна, как никогда, и она, возможно, со временем будет только разворачиваться». Прошло пять лет, и в сегодняшней «еще более иной исторической ситуации», в «еще более другой стране» борьба за Высоцкого, 80-летие со дня рождения которого только что отметили, в самом деле усиливается.

Правда, сегодняшний украинский официоз пользоваться этим «бронебойным» оружием не может и не хочет, он предпочитает его выбросить, уничтожить, стерев память о Владимире Семеновиче из умов своих граждан, пишет украинский еженедельник «2000». На днях общественность всколыхнуло заявление главы Института национальной памяти Владимира Вятровича, приравнявшего Высоцкого (написав его фамилию с маленькой буквы!) к таким «отвратительным щупальцам русского мира», как «совок» и «московская церковь», заодно, в одной компании, с «ирониейсудьбы» и «восьмыммарта».

На первый взгляд, помещение Владимира Семеновича в список «щупалец» совершенно абсурдно и объясняется только доведенной до «крайней крайности» русофобией — и именно так воспринимает злобствования Вятровича большинство тех граждан Украины, кто возмущен скандальным высказыванием. Ну, в самом-то деле, Высоцкий не был коммунистом, он очень критически относился к советской действительности, и воспринимается оттого всеми либералами-антисоветчиками как «сугубо свой». Трудно отыскать в его творчестве и какую-либо «украинофобию».

Сам г-н Вятрович обосновывает свою точку зрения тем, что, мол, Высоцкий своим любимым в народе творчеством способствует распространению на Украине российского культурного влияния. С этой точки зрения, для Украины вредно всякое русское слово, каждый культурный деятель России от Пушкина до Булгакова и от Высоцкого с Цоем до Пугачевой (ее Вятрович тоже упомянул). Но ведь поющие тоже по-русски Макаревич и Гребенщиков не вызывают в сегодняшнем украинском мейнстриме никакого отторжения, и их принимают с распростертыми объятьями!

Читайте также

Так чем же, спрашивается, представляемый часто антисоветчиком Владимир Высоцкий «хуже» антисоветчика Андрея Макаревича? Думается, ответ был дан в той нашей статье пятилетней давности, основанной на анализе многогранного и идейно сложного творчества Высоцкого. И высказывание Вятровича бьет по утверждениям некоторых доживших до наших дней либеральных друзей Высоцкого, что, будь он сегодня живой, он обязательно «был бы вместе с Навальным». В том-то и дело, что вряд ли бы он с ним был, что он господам «либералам» чужд и идеологически опасен.

Тогда, пять лет назад мы писали: «Песни Высоцкого не утратили ни грамма актуальности, по-прежнему призывая к борьбе за справедливость, против подлости, предательства, лицемерия тех, кто угнетает полуразрушенную и опустошенную двадцатилетием „реформ“ страну, высасывая из нее жизненные соки. Они зовут нас на эту борьбу, повествуя, казалось бы, об отвлеченных вещах; они взывают к нашей совести одной лишь своей невероятной энергетикой („Я не люблю“, „Охота на волков“, „Парус“)». В сегодняшней реальности, где царят подлость и лицемерие, с особенной силой звучат строки Владимира Высоцкого из его песни, которую можно считать выражением жизненного кредо великого Поэта:

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу

Или — когда все время против шерсти,

Или — когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья —

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не люблю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.

Естественно, кое-кто искренне и по-своему справедливо ненавидит Высоцкого также за его песни о войне, переставшей быть Великой Отечественной:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Крамольно как-то в нынешних реалиях Украины звучит и песня Владимира Высоцкого, прославляющая тяжкий труд шахтеров, этих «донецких ватников» («Черное золото»):

Вот вагонетки, душу веселя,

Проносятся, как в фильме о погонях,

И шуточку «Даешь стране угля!»

Мы чувствуем на собственных ладонях.

Шутливые и сатирические песенки Высоцкого, высмеивавшие определенные стороны той, советской жизни, сегодня приобретают новое звучание; вот примеры:

Сколько слухов ["фейков"] наши уши поражает!

Сколько сплетен разъедает, словно моль!

Ходят слухи, будто всё подорожает, абсолютно [это точно!],

А особенно поваренная соль…

Очень вырос в целом мире

Гриппа [кори] вирус — три, четыре! -

Ширится, растет заболевание.

Если хилый [и если бедный] - сразу в гроб! …

Кто знает, если б жил сегодня Высоцкий, не отозвался бы он какой шутливой песенкой на казус с «ихним» «кибернетическим разумом», зависшим после вопроса о том, что же делать с коррупцией в России и на Украине?

Читайте также

А что тут можно сделать, коли повсюду засели те, про которых невозможно сказать: «Значит, нужные книги ты в детстве читал»? Те, кому в детских играх мы назначали бы «роли предателей, трусов, иуд»?

Если, руки сложа,

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом, —

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем!

Еще, о выборе жизненного пути, «хорошую религию придумали индусы»:

Стремилась ввысь душа твоя —

Родишься вновь с мечтою,

Но если жил ты, как свинья,

Останешься свиньею.

А какие могут быть мечты, зовущие ввысь, если с детства утверждается мечта лишь о карьере да о богатстве, о «бабках» и «тачках»? И вот мы кругом видим, как реализуются чьи-то свинские мечты, превращающие и всю нашу жизнь в свинство!

Пан Вятрович, безусловно, прав: творчество Высоцкого следует запретить и полностью искоренить как крайне вредное и опасное. А в особенности строго нужно запретить фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором хриплым голосом Высоцкого — Глеба Жеглова звучит без сомнения экстремистский, посягающий на сами основы постсоветской экономической системы и государственности лозунг:

ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ!

Дмитрий Королев.


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня