Вспомнил тут очередные шумливые стихи Быкова: «Я не поеду в новоросский Крым, как Бунин в большевистскую Россию».
Это какая-то запредельная пошлятина, право слово. Пошлятина даже не в том, что он «как Бунин» (слышал бы это Бунин), нет.
Это, знаете, как если бы Бунин жил бы в большевистской России, катался по всей стране с гастролями, преподавал, издавал в большевистских издательствах свои бесконечные тома, вёл лектории и радиопередачи, а потом, в 1939 году, гордо написал бы: «Я не поеду в большевистский Львов!»
Откуда Дмитрий Львович не поедет в новоросский Крым? Из Граса? Так он не в Грасе, не в Париже. Он здесь, сидит ровно и безнаказанно хамит крымчанам, прямо из сердца тирании.
Вообще не собирался писать об этом персонаже, но очередная история выходит, на мой вкус, за всякие рамки.
Недавно он был, судя по всему, в Париже, проездом.
В «Новой газете» Дмитрий Быков опубликовал по итогам поездки интервью с Марией Васильевной Розановой, вдовой Синявского. Она там бодро, с теннисной скоростью, отвечает на его вопросы, в том числе говорит чудовищные вещи о том, что Крым всегда «ложился под пришельца» — и приводит в пример фашистов, под них, мол, Крым тоже ложился.
Есть очень серьёзные подозрения, что Быков придумал сам половину интервью и этот конкретный фрагмент. Я отлично помню, как на заре туманной юности поговорил как-то с Быковым, а он вдруг опубликовал это в качестве интервью, и там процентов тридцать текста было его — я точно этого не говорил. Запись естественно не велась.
И вот нынешняя ситуация, куда более неприятная, потому что речь идёт о пожилой и беззащитной женщине.
Юлия Рахаева написала по этому поводу пост: «(Быков) попил там чаю, пробыл какое-то время, потом уехал. А спустя пару недель (Мария Розанова) с большим удивлением узнала, что, оказывается, она дала (Быкову) большое и ужасно остроумное интервью. Человек, который живет в доме под Парижем вместе с Розановой все последние годы, прочитал ей этот текст вслух. Она удивилась, ведь она ничего такого не говорила. Она вообще говорит сейчас очень немного, больше слушает и очень быстро устает».
Я сам только что был в Париже, и к Розановой в гости заходили мои друзья. И они подтверждают сказанное Рахаевой. Ничего подобного сказанного в интервью Быкову — она не думает. Говорила она полностью противоположное.
Короче, либо пусть этот трогательный человек представит запись интервью, либо я даже не знаю, что делать.