Арестованный политик Матеуш Пискорский о русофобской деятельности спецслужб Польши
Категорический отказ посещать ДНР и ЛНР, озвученный Волкером, а также другие его последние высказывания, закрепляющие позицию спецпредставителя США на Украине не как миротворца, а как разжигателя войны, наводят на некоторые размышления. России стоит переориентироваться на возобновление сотрудничества по урегулированию конфликта в Донбассе с европейцами, так как каждый шаг американского спецпредставителя служит сигналом: развивать миротворческий процесс в регионе США не заинтересованы.
Если чуть менее года назад назначение Волкера особо ответственным лицом первой державы мира за урегулирование украинско-донбасского конфликта казалось подарком судьбы — вот он, шанс, в обход нудных и пассивных европейских политиков достичь двусторонних соглашений с американцами. После этого принуждение украинских элит к миру выглядело вопросом решенным. Сейчас такие прогнозы стоит расценивать как иллюзии из прошлого. И от них пора избавляться. Американские руководящие круги раздроблены после начала президентства Трампа, и идейные соратники Маккейна уверенно определяют внешнеполитическую линию страны по украинскому направлению. Они перед собой поставили задачу любой ценой, даже путем ограниченного вмешательства США в вооруженный конфликт, поставить барьеры на путях экономического и культурного возвращения России на Украину.
Украина в их понимании — это цитадель Запада на пути «экспансионистских» поползновений Москвы. Такие, как Маккейн, даже были готовы взять Украину в НАТО вопреки желаниям европейских коллег. Но внутренняя конъюнктурная оппозиция этому курсу в США и сопротивление европейцев, которое даже мировой гегемон не может не учитывать, предостерегают американское руководство от такого скоропалительного шага.
Волкер нисколько не миротворец, и его назначение на пост спецпредставителя стоило рассматривать именно как назначение американцами «гауляйтера Украины», но никак не переговорщика, стремящегося к некоторому консенсусу и уж тем более готового к компромиссам. Ведь в таком случае его первым шагом было бы посещение ДНР и ЛНР, выяснение требований руководства этих субъектов и дальнейшее медиаторство в переговорах между Киевом и Донецком. Но этого Волкеру не нужно, сам по себе конфликт он рассматривает как источник возможностей по «связыванию» России, сопротивляется этой магистральной политике США, только усугубляющей конфликт в этой весьма удаленной от Белого дома геополитической части мира, где исторически позиции Москвы и по сей день несравнимо прочная. Пройдут годы, и американцы все равно будут вынуждены отказаться и от Волкера, и маккейновской политики в духе радикального неоконсерватизма по отношению к России по причине глубокого разочарованию в украинской лояльности. Но сейчас отсутствие диалога препятствует завершению конфликта.
Арестованный политик Матеуш Пискорский о русофобской деятельности спецслужб Польши
Похоже, Волкер считает, что стратегия «управляемого хаоса» принесет США пользу, но это уже давно доказанное заблуждение. Как поддержка разношерстных сил, от либералов до исламистов, в ходе арабской весны сметавшая старые светские диктатуры, вылилась в банальное укрепление радикальных исламистских анклавов по всему миру, так и затягивание конфликта с участием все более погружающейся в нестабильность, коррупцию и социальное неблагополучие Украины грозит в скором времени еще одним конфликтом в Восточной Европе. Правда, более крупным. Радикальная и воинственная Украина — троянский конь в европейском политическом сообществе, и до сих пор поражает, что сами европейцы этого до сих пор не поняли (впрочем, они и в конце 30-х годов XX века не понимали, что Гитлер ведет Германию к мировой войне).
За время своего участия в урегулировании конфликта в Донбассе европейцы в деле умиротворения, в отличие от американцев, сделали хоть что-то. И весьма немало: Минские соглашения и «нормандский формат» стали попытками нащупать оптимальную формулу мира. Европейцам — в первую очередь немцам и французам, стоило бы не отдавать функции переговорщика американцам, а самим приложить чуть больше усилий. Вероятно, в первое время после «евромайдана» в Берлине и Париже царило тотальное возбуждение от того, что идея европейского политического общества, которую незадолго до этого стали спешно хоронить, якобы все еще жива и прекрасно работает.
Но чаяния немногих украинских политиков оказались напрасными, как только выяснилось, что никаких широких экономических преобразований и борьбы с коррупцией от нового руководства страны и ждать не стоит. И что позиция старых олигархов, заключающаяся в нормализации отношений с Россией, прекращении войны и выстраивании прагматической политики, как с Западом, так и с Россией, даже более основательная и реалистичная, чем было принято считать ранее. Но увидеть и распознать симптомы «украинской болезни», поражающей страну, кстати, далеко не впервые, но на сей раз куда сильнее, из Берлина и Парижа оказалось невозможно. Вероятно, нужен куда более мощный стимул для пересмотра подхода лидеров Европы к политическому урегулированию конфликта в Донбассе.
Встречу Владимира Путина с Ангелой Меркель в Сочи стоит рассматривать именно в таком ключе. Это шанс задать немецкому коллеге некоторые важные вопросы и выяснить, готовы ли европейцы, невзирая на противоречия с Россией, приложить совместные усилия для урегулирования и во избежание потенциального разрастания конфликта в восточно-европейскую войну.