На Украине при новой власти профессионалы своего дела чувствуют собственную ненужность
4 июля традиционно отмечается Международный день дельфинов-пленников, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Владимир Сенчихин. По всему миру в этот день проходят пикеты в защиту дельфинов, содержащихся в неволе. Инициатива исходит от борцов за права животных, которые считают недопустимым использование дельфинов и других морских млекопитающих в милитаристских целях, а также содержание их в неволе.
Три года тюрьмы
Дельфины, киты и белухи так умны, что для них необходимо принять билль о правах. Это позволит обращаться с ними как с «не относящимися к человеческому роду личностями». Так считают украинские экологи и специалисты Хельсинкской группы, включающей и членов британского Общества защиты китов и дельфинов.
По мнению специалистов, Декларация прав китообразных, в случае ее возведения в ранг закона, защитит морских млекопитающих от содержания в зоопарках и нападения браконьеров. Китобоев приравняют к убийцам, а нефтяные и строительные компании будут учитывать последствия своих действий для жизни этих животных.
В проекте закона говорится, что каждый представитель китообразных — киты, дельфины и белухи — имеет право на жизнь, и никто не имеет права быть их собственником или делать что-то, нарушающее их права, свободы или установленные правила. Уравнять этих животных в правах решили потому, что они обладают незаурядными интеллектуальными способностями.
Декларация о правах и свободах дельфинов и китов возникла не на пустом месте, а явилась результатом многолетних исследований ученых всего мира. Например, профессор биологии Хуан Гонсальво из научно-исследовательского института «Тетис» (Италия) убежден, что дельфины обладают самосознанием, потому что могут узнавать себя в зеркале, кормят больных сородичей и помогают рыбакам. Они даже горюют о погибших детенышах, как люди.
На Украине при новой власти профессионалы своего дела чувствуют собственную ненужность
В законодательстве Болгарии убийство дельфинов классифицируется как преступление в соответствии с новой поправкой к Уголовному кодексу, которая предусматривает до трех лет лишения свободы и штраф в размере от 1000 до 10 000 левов за жестокое обращение с этими животными.
Им не место в неволе
Ежегодно гибнут сотни дельфинов. Основная причина — браконьерские сети. Дельфин, запутываясь в сетях, задыхается и погибает. Красноречивое свидетельство тому рваные раны на боках дельфинов. Браконьеры выставляют варварские орудия лова — крючья. Они и наносят животным страшные увечья.
Так же дельфины очень чувствительны к загрязнению моря промышленными и бытовыми стоками. Пожалуй, наиболее ярким свидетельством того, что происходит интенсивное загрязнение морской акватории, стала история 2017 года, когда всего за месяц на берег выбросились и погибли более 100 черноморских дельфинов. Ученые терялись в догадках о причинах столь массовой гибели животных, популяция которых в Черном море и так невелика. Рассмотрели несколько вариантов, но к единому выводу так и не пришли.
Косатки выпрыгивают из воды, чтобы получить горсть рыбы, а на дельфинах люди ездят, как на водных лыжах. Работники дельфинариев любят говорить публике, что дельфины не стали бы слушаться, если бы не были счастливы, ведь они постоянно улыбаются. Но большинство посетителей дельфинариев не знают, что за этой кажущейся «улыбкой» — страдания животных.
Косатки относятся к семейству дельфиновых. Это самые большие животные из тех, которые удерживаются в неволе. Дети всю жизнь не расстаются с матерью. Их семьи состоят из матери, взрослых сыновей и дочерей и их потомков. Члены семьи общаются на своеобразном «диалекте», присущем только этой семейной группе. Дельфины плавают стаями, число животных в которых колеблется от трех до десяти. Представьте себе, какой шок они переживают, когда их вырывают из сплоченной семьи.
Даже если забирают только одного дельфина или косатку, то разрушается жизнь всей семьи. Например, для того чтобы поймать взрослую самку, люди на моторных лодках гонят всю стаю на мелководье. Дельфинов окружают сетями, которые затем закрывают и поднимают. Ненужных дельфинов выбрасывают в воду. Некоторые из них умирают от шока. У других медленно развивается пневмония через воду, попавшую в легкие через дыхало. У беременных самок может произойти выкидыш.
В природе косатки и дельфины проплывают до 160 км в день. Но в дельфинариях их сажают в бассейны длиной и шириной 7,3 м, глубиной 1,8 м. Дикие косатки и дельфины могут находиться под водой до 30 минут, обычно они проводят только 10−20% времени на поверхности воды. Но поскольку бассейны небольшой глубины, они проводят больше половины времени на поверхности воды. Специалисты считают, что именно по этой причине у большинства косаток в неволе ослабевают спинные плавники.
Дельфины передвигаются с помощью эхолокации. С помощью сонарных волн они получают информацию обо всех предметах, об их форме, о консистенции и расположении. В бассейнах реверберация их собственных сонаров, отражающихся от стен, сводит с ума некоторых особей.
В бассейнах чистота поддерживается с помощью хлора, сульфата меди и других едких химикатов, поэтому многие дельфины плавают с закрытыми глазами. Бывший дрессировщик дельфинов Год О'Барри, который дрессировал их для телевизионного сериала и шоу «Флиппер», считает, что некоторые дельфины ослепли из-за хлора. Департамент сельского хозяйства издал указ о закрытии дельфинария «Мир океана», после того как выяснилось, что из-за слишком большого содержания хлора в воде у дельфинов слезает кожа.
Пойманных дельфинов и косаток силой заставляют учиться трюкам. Бывшие дрессировщики говорят, что голод и содержание в одиночестве — это обычные методы дрессировки. В дельфинариях животным перед представлением иногда недодают 60% пищи, чтобы они переживали острое чувство голода и, получая лакомство, выполняли трюки лучше. Бывший дрессировщик дельфинов Дуг Картлидж заявляет, что этих стайных животных в качестве наказания держат в одиночестве: «Их просто сажают в загон и не обращают на них внимания. Это психологические пытки».
Если бы дельфинам жилось хорошо в дельфинариях, то продолжительность их жизни была бы значительно дольше, чем на свободе. У них, в отличие от их родственников, живущих на свободе, нет опасности стать жертвой хищников или погибнуть от грязной воды. Однако, дельфинарий — это смертный приговор для касаток и дельфинов.
На свободе дельфины живут от 25 до 50 лет. Самцы косаток живут 50−60 лет, самки — 80−90 лет. Между тем в дельфинариях косатки редко доживают до 10 лет. Более половины дельфинов умирают в течение первых двух лет в неволе, а те, что преодолевают этот срок, живут в среднем 6 лет.
Грустят и часто болеют
На протяжении десяти лет Ассоциация рыболовов Украины (АРУ), Всеукраинская экологическая лига вместе с другими общественными организациями борется за права дельфинов на Украине, требуя закрыть все дельфинарии в стране.
— Устойчивый путь развития, — говорит глава АРУ Александр Чистяков, — предусматривает цивилизованное сосуществование с окружающей средой и уважительное отношение к живым организмам, живущим рядом с нами. Для дельфинов находиться в замкнутых пространствах дельфинариев сродни нахождению в концлагере. Однажды на вопрос «Как чувствуют себя дельфины?» один из сотрудников дельфинария ответил: «А как себя чувствовал Ихтиандр в бочке с морской водой? Грустят они, часто болеют. Но дельфины настолько верят в человека и любят его, что на каждое выступление выходят со своей потрясающей, только им присущей улыбкой».
Сегодня вокруг темы изъятия дельфинов из природной среды и дальнейшего их содержания в неволе полная неразбериха. В нашей стране не обошлось без ложки дегтя: законы, которые принимались во имя спасения морских млекопитающих или сопутствовали этой цели, на самом деле не работают или имеют такие «дыры», через которые «ради бизнеса» можно легко пропихнуть даже самые серьезные нарушения.
В 2003 г., когда Украина ратифицировала международное соглашение Accobams, изъятие из природы китообразных стало возможным только с целью спасения и реабилитации.
Теоретически соглашение допускает и, более того, предусматривает возможность изъятия из природной среды больных или раненых животных для их лечения и дальнейшего возвращения в природную среду. Однако именно с дальнейшим возвращением животных в море стали возникать сложности, и активисты экологического движения подняли вопрос о том, что некоторые центры под предлогом спасения ловят даже здоровых дельфинов, чтобы потом их выгодно продать (ориентировочная стоимость одной особи доходит до $40 тыс.).
— Если Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения» совпадает с требованиями международного соглашения Accobams и говорит о том, что нарушением закона является неоказание помощи попавшим в беду животным (то есть для этого не нужны никакие разрешения), то закон «О Красной книге Украины» гласит: «Краснокнижные растения и животные могут быть изъяты из природной среды только на основании разрешений Минприроды. И пока они не получены, службы не могут даже с берега забрать раненого дельфина, которого еще можно спасти, — говорит юрист Артем Высоцкий.
Численность афалин в Черном море неизвестна: предположительно около 10 тыс. особей. Согласно данным, опубликованным в 2008 г. Международным союзом охраны природы (IUCN), численность популяции черноморской афалины — несколько тысяч. Афалины живут до 50 лет, достигают половой зрелости к 10−15 годам. Самка рожает раз в три года. В любом возрасте определенное количество животных гибнет. На сто особей приходится примерно 15 половозрелых самок. Если из такого стада изъять три беременные самки, то можно подорвать репродуктивную функцию всего стада. И это может негативно сказаться на благополучии целой популяции.
Поэтому в США и Европе существуют жесткие рамки изъятия дельфинов из природной среды: берут то мизерное количество выброшенных на берег дельфинов, которые при этом остались живы, но настолько больны или изранены, что шансов выжить в природной среде у них нет.
В нашей стране таких ограничений не существовало: на глаз решалось, что животное беспомощно. Но существовала и другая практика. Ихтиологи на быстроходных катерах гонялись за дельфиньим стадом в течение нескольких часов. Через час-полтора от стада начинали отставать ослабленные дельфины. Еще через час практически без сил оставались самые слабые. Их и вылавливали.
Второй очень важный момент -- послереабилитационное возвращение дельфинов в море, которое было прописано во всех программах и разрешениях на отлов. Оказывается, сделать это практически невозможно.
— В дельфинариях животных кормят размороженной рыбой, и корм дельфины получают не в воде, а в воздухе, что в природе случается очень редко, — говорит бывший дрессировщик дельфинов Алексей Потапенко. — В условиях неволи дельфины содержатся в небольшом объеме воды, в замкнутом пространстве, их учат подчиняться командам. Чтобы выпустить животное на волю, его надо отучить от всех этих «навыков» и привычек, что сделать крайне трудно и дорого. Из своего опыта скажу, что после полугода пребывания в неволе дельфин не может адаптироваться к естественной среде: он вообще не реагирует на живую рыбу.
Также некоторые ученые утверждают, что выпускать животное из неволи в естественную среду опасно для диких сородичей. Цитология и биохимия крови животных показывает, что до двух лет нахождения в неволе дельфины испытывают стресс, затем в течение двух лет идет процесс адаптации, и только на пятом году они привыкают.
На фоне стресса возникают или пневмония, или язва желудка, или другие осложнения. При этом животное подвергается воздействию патогенной микрофлоры. И если в условиях дельфинариев питомцы постоянно прививаются, находятся под наблюдением и поэтому не заражают друг друга, то что может произойти, если стадо примет обратно такого сородича, неизвестно. Поэтому их в природную среду надо выпускать как можно быстрее, или, если быстро это сделать невозможно, создавать условия, приближенные к естественным.
Ученые и общественники давно уже говорят, что необходимо на законодательном уровне создать специализированный заказник общегосударственного значения, в котором животные будут находиться в естественной для них среде (использовав для этого один из заливов Черного моря), поэтому с дальнейшим их выпуском в море не должно возникать особых проблем. Однако этот вопрос Минэкологии так и не рассмотрело. Также можно было уже давно составить каталог всех находящихся в неволе дельфинов, как это делают в мире, и тогда стало бы возможным отслеживать судьбу каждого.
— Но все эти вещи ускользают от внимания чиновников Министерства экологии и природных ресурсов, — утверждает Чистяков. — А торговцы и хозяева дельфинариев зарабатывают на экзотике. Ведь не каждая мама может свозить ребенка к морю, где дельфинов еще можно увидеть на свободе. Если следовать такой логике, не каждый человек может позволить себе путешествие в Африку, чтобы увидеть пигмеев, или на Филиппины, в Гималаи, Японию, но это же не означает, что филиппинцев или японцев нужно возить по стране в цирке шапито, чтобы на них посмотрели желающие.
История Екатерины Конновой заставляет задуматься о происходящем у нас с лекарствами
Закрыть дельфинарий полдела. После этого необходимо решить, куда девать животных. Проблемы начинаются с вопроса профессиональной, максимально гуманной транспортировки дельфинов. Второй важный вопрос — это карантин. Ведь только после пребывания в карантине под присмотром ученых можно сделать заключение, готовы ли дельфины к жизни на свободе.
О необходимости появления центров реабилитации дельфинов украинские экологи чаще всего говорят в контексте закрытия дельфинариев. Что делать с животными дальше? Сложилась странная ситуация. Суды принимали решения о закрытии дельфинариев, обнаруживая нарушения норм содержания животных, но фактически воплотить эти решения не удавалось.
Сегодня все больше людей понимает, что дельфинам, косаткам и другим млекопитающим не место в неволе. В Канаде теперь запрещено ловить и эксплуатировать белух. В Бразилии использование морских млекопитающих для развлечения незаконно. В Англии все дельфинарии закрылись под влиянием протестов общественности. В Израиле импорт дельфинов для использования в развлекательных целях запрещен. В США, в штате Южная Каролина дельфинарии полностью запрещены, в других штатах также скоро появятся законы, запрещающие или ограничивающие содержание в неволе морских млекопитающих. Коста-Рика стала первой в мире страной, которая запретила содержание в неволе дельфинов и китов.
14 из 28 государств Европейского Союза могут гордиться отсутствием дельфинариев. Многие из них уже запретили использование диких животных в цирках. У нас нет другого выбора, как последовать их примеру.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.