Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Кино и театр
19 октября 2018 19:13

Кто защищает «Золотую Маску»?

Похоже, за попытками сорвать возрождение российского театра стоят сугубо частные интересы

1063

И до того, как Министерство культуры РФ вышло из учредителей театральной премии «Золотая Маска», эксперты и зрители сходились во мнении, что данная премия — это чистой воды междусобойчик, пребывающий в кризисе и не отражающий реального положения вещей в отрасли. То есть, премии давали своим и часто за весьма сомнительные постановки и достижения, а сама награда потеряла изначальное значение, разделив театралов на два лагеря — тех, кто еще принимает лауреатов и тех, кто ни во что не ставит эту премию. Таким образом, решение Минкультуры РФ лишь обнажило нарыв. Ведь вслед за государством премия лишится и финансовой поддержки и превратится в просто ничего незначащую статуэтку. Междусобойчик распадется, и век «Золотой Маски» закончится.

Однако у премии, конечно же, есть и свои защитники, тот самый междусобойчик, и первый в нем — это бессменный руководитель Союза театральных деятелей России (другого учредителя премии) Александр Калягин. Он уже давно находится в контрах с профильным министерством и яблоко раздора здесь, как всегда, деньги. Актер хочет получать деньги на все свои проекты, а чиновники привыкли за деньги спрашивать. Кроме того, с появлением во главе Минкультуры РФ Владимира Мединского, ведомство пересмотрело свою роль щедрого казначея и начало вырабатывать определенные необходимые критерии для поддержки.

Искусство нужно не ради искусства или того, что некоторые таковым называют, а ценно как просвещение, как нечто полезное для общества. Но многие спектакли, получавшие заветную статуэтку, и близко на эту роль не годятся. Да и вообще, пожалуй, ни на что не годятся. Поэтому последние несколько лет министр Владимир Мединский старался выстроить свое влияние на принимаемые решения, а Калягин и организаторы конкурса это, по сути, саботировали. Дошло до неприличного: некоторые «деятели» этого движения даже освистывали министра во время вручения церемонии премии. В итоге они добились своего, государство прекратило в этом участвовать. Но и такое положение тоже не понравилось руководству СТД и оргкомитету премии.

Читайте также

Чтобы вернуть самого щедрого спонсора, были привлечены СМИ. Например, на днях появилась откровенно ангажированная статья в Газете.ру от журналистки Алены Солнцевой. Такой вывод можно сделать на основе того, что в статье постоянно упоминается и обильно цитируется та самая заинтересованная сторона — Александр Калягин, что обычно указывает на того, кто стал «вдохновителем» материала. Ну, и общие выводы автора, путанные и размазанные, пытаются склонить общественное мнение на сторону «Золотой Маски».

Солнцева в своей статье усиленно напирает на то, что другие, альтернативные премии театральной индустрии не нужны. Да как не нужны? Если сейчас присуждает и получает «Золотую Маску» узкая прослойка театрального сообщества, то все остальные десятилетиями оказываются незамеченными. Разве это критерий общенациональной премии?

Или вот очередная похвальба устроителям: «Ее фестиваль оказался ярким событием, награды — значимыми, а организация — четкой и умелой». Ну, просто все идеально и все хорошо, никаких минусов, прям сладкий сахар — тьфу! И при этом сама автор набрасывается на критиков премии, которых оказывается много, и это далеко не последние имена в России. Так если критиков много — может все-таки что-то не так, и надо что-то менять? Или будем и дальше смотреть на гниение этой театральной рыбешки?

Читайте также

Ну, и в завершении нас пытаются напугать: «Плохо, что результатом такой политики никогда не будет сильное национальное искусство». Я бы сказал иначе: как бы «кровавый» Николай II и все советские, тоже «кровавые», вожди не давили дух свободы и творчества, в России было удивительно сильное национальное искусство во всех областях, практически общемировой лидер по всем показателям. И всего за 20 лет беспризорности и вседозволенности что с ним стало? На том же Западе все также рукоплещут постановкам на основе русской классики и смотрят «Лебединое озеро», а вовсе не то, за что некоторым постановщикам премии дают.

Так может хватит пускать деньги на ветер, а начать поддерживать то, что за многие десятилетия доказало свою эффективность, что взрастило множество прекрасных поколений с твердыми идеалами? А все остальное, если у него есть зритель, как вы говорите, пожалуйста, ставьте за свой счет.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня