Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
16 марта 2010 12:33

«Почта России» медленно умирает

Ее бывший работник рассказывает, что сейчас происходит в этом ведомстве

1188

Очень хочется надеяться, что разгорающийся скандал из-за беспрецедентного замедления сроков обработки и доставки почтовых отправлений, которые поступают в нашу страну из-за рубежа, обратит внимание властей на системные проблемы ФГУП «Почта России». Так, начиная с января текущего года доставка международных посылок «Почтой России» полностью парализована. Посылки из США в Москву идут около 2-х месяцев, а из Лондона или Парижа — месяц.

Самый неразвитый институт

На нынешний день отечественная почта — пожалуй, самое отсталое, технически неразвитое и неконкурентоспособное предприятие из дошедших до нашего времени институтов бывшего СССР, и это тем печальнее сознавать, что в советское время оно являлось составляющей стратегического эшелона, имело солидную материальную базу, а сотрудникам обеспечивало вполне достойную зарплату. Ныне ведомство не имеет ни положительного профессионального имиджа, ни ресурсов, ни эффективного менеджмента — и то обстоятельство, что невзирая на все эти изъяны, оно, тем не менее, является фактическим монополистом на профильных направлениях деятельности, прямо способствует прогрессирующему ухудшению качества его услуг.

В этих условиях принятый несколько лет назад на вооружение почтовиками слоган «Почта меняется» уже успел приобрести смысл, прямо противоположный тому, который подразумевался в начале масштабной модернизации почтовой отрасли. Действительно, почта меняется: ее обгоняют конкуренты из числа коммерческих курьерских служб, из ее подразделений уходят инициативные и энергичные специалисты, столкнувшиеся с непробиваемой ведомственной бюрократией, все сильнее ощущается нехватка рабочих рук, а труд в авральном режиме становится нормой. Позиционируя себя как национального почтового оператора, «Почта России», как обнаружилось по итогам скандала с задержкой международной почты, в итоге изрядно подпортила имидж страны, лицом которой является на международном рынке связи.

Профильные почтовые услуги были и остаются стабильно востребованными. Кроме того, колоссальные перспективы имеет развитие в рамках «Почты России» банковских продуктов — недаром несколько лет назад главой ведомства назначался бывший гендиректор «Сбербанка» А. И. Казьмин, которому была поручена соответствующая реорганизация почтовой филиальной сети. Но увы! На увеличение объемов принимаемой, отправляемой и транзитной почты (а, следовательно, и доходов, желанных для любого бизнеса) «Почта России» отвечает настоящей «борьбой с урожаем», а сбербанковский начальник, брошенный из уютного кресла успешного финансиста на передовую почтовой модернизации, постарался сбежать при первом же удобном случае, оставив «Почту России» наедине с прежними проблемами.

Почтовый бюрократизм зашкаливает

Каковы же причины, неуклонно подталкивающие предприятие к кризису? Для меня, по роду деятельности весьма тесно сотрудничающего со структурами «Почты России» и неплохо знающего ее изнутри, истоки и последствия этих проблем — очевидны. Оставим в стороне демагогию почтовиков касательно уменьшения спроса на их услуги из-за развития интернет-коммуникаций: в конце концов, посылку бабушке в деревню виртуально не отправишь, да и директ-мейлинговые акции предприятий не так уж сильно сократились, несмотря на регулярные повышения тарифов… Кроме того, многие отделения связи оборудованы платными пунктами коллективного доступа в Интернет (ПКД) и извлекают из них стабильную прибыль. Почта вполне может зарабатывать, и ее вечные сетования на недостаток средств, которым, якобы, объясняются крохотные зарплаты сотрудников и технологическая скудость, — не более чем констатация некомпетентности руководства. Ключевые причины сложившейся ситуации - крайняя забюрократизированность управленческих процессов, слабая эффективность топ-менеджмента и проблемы с кадрами.

Даже на низовом уровне почтовый бюрократизм зашкаливает. Благодатной средой для него стало внедрение на предприятии так называемой системы менеджмента качества (СМК). Оставляя в стороне вопрос об эффективности СМК и дискуссии на тему, что СМК — искусственно созданная религия, направленная на выкачивание денег, вроде хаббардовской сайентологии, — скажу, что «Почту России» она ввергла в разброд, хаос и трату драгоценного времени. Берусь утверждать, что ни теория СМК, обернувшаяся для подразделений «Почты России» расходом многих тонн бумаги, ни практика, вылившаяся в итоге в бессмысленные ритуалы, никоим образом не способствовала реформированию почтовой отрасли и повышению качества услуг. Зато ради ее успешного функционирования в составе аппарата управления ФГУП была создана целая Дирекция по управлению качеством (впоследствии переименованная в Дирекцию по организации производственных процессов), «рулящая» подразделениями в территориальных УФПС.

Еженедельно почтовое начальство «осчастливливает» подчиненных добрым десятком изменений в нормативных документах, касающихся СМК — бумажным «качеством» забиты целые шкафы в отделениях связи! К сожалению, при таком похвальном радении о теории качества главные «Печкины» страны так и не удосужились позаботиться об упорядочении сугубо почтовой нормативной базы, определяющей технологию работы: до сих пор их сотрудники вынуждены пользоваться безнадежно устаревшими «Почтовыми правилами», формально-декларативной брошюркой «Правила оказания услуг почтовой связи» и не менее чем сотней различных приказов, инструкций, «временных порядков» и дополнений к ним. Даже опытные почтовики рискуют запутаться в таком ворохе. Невольно вспоминается реприза Владимира Винокура: «Здесь играть — здесь не играть, — а сюда я рыбу заворачивал». Каким же образом начальники почтового «качества» мирятся с таким положением дел?

Впрочем, чтобы быть большим руководителем, необязательно вникать в специализацию предприятия. И никто из главных почтовиков не спешит повышать свой профессиональный уровень даже в условиях, когда на «Почте России» по всем показателям пора вводить антикризисное управление. Показательно, что специальное образование в области связи (правда, радиосвязи, и полученное еще в семидесятых годах прошлого столетия) имеет лишь один-единственный заместитель гендиректора — все остальные так же далеки от почты, как и от большого адронного коллайдера: один — историк, другой — химик, третий — военный, а сам гендиректор, так и вовсе востоковед. Они бодро рапортуют о создании суперсовременного сортировочного центра под Подольском, но, кажется, плохо представляют себе, какое бедствие творится с международными посылками в том же самом здании на Варшавке, где находятся их кабинеты. Под лозунгом повышения доходности предприятия они обременяют сотрудников отделений связи оказанием многочисленных непрофильных услуг — вплоть до продажи промтоваров, книг и мобильных телефонов, — но не дают себе труда подумать, что в условиях хронического дефицита кадров предоставление этих услуг прямо вредит основной функции почты — четкой и быстрой доставке и оперативному обслуживанию клиентов.

Начальники вынуждены сами мыть полы

Кадровый голод в отделениях почтовой связи давно стал притчей во языцех. Внутренняя почтовая статистика ужасает: ежемесячный прием на работу новых сотрудников нередко приближается к количеству увольнений за тот же период. Многие должности, особенно среди технического персонала, пустуют годами. В почтовых отделениях не редкость, когда начальник сам моет полы, поскольку не может найти уборщицу на тот мизерный оклад, что прописан в штатном расписании. Негласная, но постоянная практика, поведшаяся на почте издавна, — оформление по чужой трудовой книжке: только в этом случае зарплату за совмещение можно получить целиком, а не в малых долях, высчитанных начальством в высоких кабинетах.

С чем же сталкиваются почтовые «новобранцы», соглашающиеся на скромный оклад ради удобного графика? С объемом работы, зачастую требующим пожертвовать выходными днями; с жесточайшим бюрократическим прессингом и требованиями выполнения плана доходов (выполнить который заведомо невозможно из-за ограничений, налагаемых всевозможными приказами); с сокращением премиальных выплат, мотивирующимися оптимизацией финансов отрасли; с пресловутой нормативной неразберихой, которая не позволяет доказать что-либо ни руководству, ни раздраженной клиентуре. Лишь недавно, после вмешательства одной из центральных газет, почтовое начальство на местах оставило практику выполнения плана по подписке на периодику за счет рядовых сотрудников: если кто помнит, их ради ведомственной показухи, погони за нужными цифрами в отчетности заставляли за собственный счет выписывать совершенно ненужные издания.

Стоит ли удивляться, что в условиях острой нехватки рабочих рук на место сотрудников, не выдержавших такой моральной нагрузки, принимают людей, мягко скажем, не слишком подходящих: не желающих учиться профессии, пренебрегающих вежливым обращением с посетителями, недисциплинированных, элементарно необразованных - вообще, те, кому вряд ли будут рады на любом другом предприятии? В свое время нашумела история, когда начальник все того же Международного почтамта (ныне ММПО «Москва»), позднее возглавивший ФГУП, привлекал для сортировки и погрузки посылок гастарбайтеров из Средней Азии, предоставляя им жилье прямо в производственных помещениях. Правда, старые кадры на почте еще остались, но они все меньше и меньше вписываются в новые технические реалии. Знаю одну милую пожилую даму — оператора отдела доставки в одном из почтовых отделений Москвы, получившую не так давно звание «Мастер связи», — не поверите, она до сих пор пользуется деревянными счетами, открещивается от установки компьютера на ее рабочем месте, а чтобы считать сканером штрихкоды врученных заказных писем (есть такая нужная функция), зовет по вечерам внука-школьника. Знаю почтальона-инвалида, обслуживающего два доставочных участка в центре столицы, которому начальство межрайонного почтамта неофициально («по профсоюзной линии») доплачивает несколько тысяч — иначе уволится, а найти другого… «поди-найди»! Ведь это пенсионные деньги, ценности, материальная ответственность…

Хоть кто-то, чем вообще никто — вот всегдашний кадровый компромисс «Почты России», оборачивающийся залежами посылок на Международном почтамте, огромными очередями в клиентских залах почтамтов, негативным отношением к почтовикам — и вот истинные перемены, которые постигли в наши дни это нужное ведомство. А не пора ли, как было запланировано, меняться в лучшую сторону?

Семен Гаврилов — бывший работник «Почты России», УФПС г. Москвы

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня